Генератор — Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 — Продажа тракторов и спецтехники

Принцип работы генератора и его устройство. Возможные неисправности и способы их устранения. Сравнение нескольких моделей генераторов и их применяемость.

Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).

Генератор Г 306 трактора МТЗ 82 и его схема

Генератор г 306 схема подключения » Электрооборудование » Генератор Г 306 трактора МТЗ 82 и его схема

На трактор МТЗ 82 устанавливается трехфазный генератор Г 306 переменного тока и односторонним электромагнитным возбуждением.

Генератор располагается на кронштейне с правой стороны двигателя и при помощи коленчатого вала приводится во вращение посредством ременной передачи. Данным образом происходит преобразование механической энергии в переменный электрический ток. Стоит учесть, что аккумулятор вырабатывает постоянный ток, в следствии чего, переменный ток генератора, прежде чем поступать в схему электрооборудования, проводится через специальный встроенный кремниевый трехфазный выпрямитель, основанный на мостовой схеме, и затем преобразуется в постоянный.

Проверка аккумуляторной батареи

Проверьте уровень и плотность электролита. Для этого выверните пробки и измерьте уровнемером уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка.

Измерьте с помощью денсиметра плотность электролита (рис.1). Разница в плотности электролита аккумуляторов батареи не должна превышать 0,02 г/см3. При большей разности замените батарею.

tractor_46_1.jpg

Рис. 1. Измерение плотности электролита:
1 – эбонитовый наконечник; 2 – денсиметр; 3 – колба; 4 – груша

Измерьте температуру электролита. Пользуясь данными табл. 1 внесите поправку в измеренные показания.

Таблица 1. Значение поправки к показаниям денситометра

Температура электролита, °C Поправка к показанию денситометра, г/см3
60 +0,03
45 +0,02
30 +0,01
15 0
0 -0,01
-15 -0,02
-30 -0,03
-40 -0,04

Определите степень разряженности по наименьшей плотности электролита (табл.2).

Таблица 2. Определение степени разряженности аккумуляторной батареиtractor_46_5.jpg

Если не известна начальная плотность электролита полностью заряженной батареи, проверьте напряжение каждого аккумулятора батареи под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки ЛЭ-2 (рис. 2).

tractor_46_2.jpg

Рис. 2. Проверка аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки ЛЭ-2

Степень разряженности батареи определите по данным табл. 3.

Таблица 3. Определение степени разряженности аккумуляторной батареи

Показания вольтметра нагрузочной вилки, В Степень разряженности батареи, %
1,8–1,7 0
1,7–1,6 25
1,6–1,5 50

Показания вольтметра следует снимать спустя 5 с после подключения вилки. Разрядное напряжение в течение 5 с должно быть устойчиво. Разность напряжений в аккумуляторах одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большой разности замените батарею. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой, отправьте в мастерскую на подзарядку.

Определите состояние аккумуляторной батареи, руководствуясь указаниями, приведенными в табл. 4.

Таблица 4. Диагностика аккумуляторной батареи

tractor_46_6.jpg

Схема проводки МТЗ 82(80) с большой и малой кабиной с описанием

Тракторы «Беларус» оснащаются электрическим оборудованием однопроводного типа, предназначенным для запуска двигателя, работы внешней световой и звуковой сигнализации и дополнительных узлов. Прилагаемая к технической документации схема электрооборудования МТЗ-82 цветная с описанием позволяет определить назначение кабелей проводки и восстановить целостность цепей в случае поломки.

Устройство генератора г 306

Генератор состоит из двух главных компонентов: вращающегося ротора и неподвижного статора.

Статор состоит из листов, изготовленных из электротехнической стали. Катушки трехфазной обмотки установлены на девять выступов с его внутренней стороны. Три катушки, соединенные последовательно друг с другом, образуют фазу, соединенные по схеме «треугольник». Концы фаз выводятся к трем контактным болтам панели и соединяются с выпрямителем.

Генератор г 306 схема подключения

Генератора г 306: 1 — шкив; 2 — крыльчатка вентилятора; 3 — теплоотвод выпрямителя; 4 — корпус выпрямителя; 5 — передняя крышка; 6 и 11 — шариковые подшипники; 7 — катушка возбуждения; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — фазная обмотка статора; 12 — задняя крышка; 13 — панель.

Генератор г 306 схема подключения

Электрическая схема генератора МТЗ 82

Возможные поломки генератора

Все неисправности генератора условно можно разделить на два вида – механические и электрические. Выявить механические поломки можно при визуальном осмотре устройства (трещины в корпусе, износ натяжного ролика ил ремня, расслоение и т.д.). Для выявления неисправностей электрической части нужны специальные инструменты.

Распространенные неисправности генератораРаспространенные неисправности генератора

Таблица. Поломки электрической части генератора.

Некоторые неисправности заметить сложно, поэтому в сервис водители обращаются с уже неработающим генератором и «уставшей» аккумуляторной батареей. Поэтому важно периодически диагностировать генератор при помощи мультиметра.

Как проверить генератор с помощью мультиметраКак проверить генератор с помощью мультиметра

Техническое обслуживание генератора Г 306

Техническое обслуживание предусматривает контроль за качеством крепления проводов и генератора, общей его чистой и исправностью, а также за степенью натяжения ремня. Грязь и пыль удаляются при помощи тряпки или щетки.
При помощи контрольной лампы, находящейся на щитке приборов, можно проверить исправность генератора да выполнения работ. Если генератор технически исправен, то перед запуском двигателя при замыкании включателя «масса» должна загореться контрольная лампа. После того, как двигатель заведется, контрольная лампа должна погаснуть.

Заглушив двигатель, следует разомкнуть выключатель «масса» (контрольная лампа погаснет), чтобы не допустить разряд аккумулятора через обмотку возбуждения генератора.

Как проверить на исправность генератор трактора МТЗ 82

Исправность генератора можно проверить только при неработающем двигателе, предварительно отсоединив провода от клемм генератора. Проверить генератор можно при помощи 12-вольтовой лампочки и аккумулятора.

Для проверки обмотки возбуждения, необходимо отрицательный вывод аккумулятора соединить с клеммой М генератора, а положительный вывод через контрольную лампочку с клеммой III генератора. При исправной обмотке возбуждения, лампочка будет светить вполнакала (сила тока 3,0-3,5 ампер). Если лампа будет светить в полную силу, то это говорит о коротком замыкании между корпусом генератора и обмоткой возбуждения. Если лампочка вообще не горит, то присутствует обрыв в обмотке возбуждения.

Подключение генератора

Подключение данного элемента к электросети тракторной техники МТЗ может показаться для неопытного пользователя сложной задачей, однако для её успешного выполнения достаточно придерживаться ряда простейших рекомендаций:

  1. Провод «+» от АКБ подключить к клемме «В».
  2. Соединить клемму «Ш» с реле-регулятором.
  3. Клемма «М» должна быть подключена к корпусу трактора.

Необходимо руководствоваться схемой подключения, которая содержит основные элементы электросети, например, аккумуляторную батарею, что позволит избежать ошибок при выполнении работ.

Схема подключения

Используя схему подключения, мастер сможет без затруднений определить основные элементы электросети трактора, а также их расположение. К числу наиболее значимых объектов на схеме можно отнести сам генератор, резистор, конденсатор и контакты замка зажигания, АКБ, контрольную лампу и обмотки.

ТО устройства на МТЗ

В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.

При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).

Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.

Ремень генератора трактора МТЗ 82 и его размер

Ремень генератора служит для осуществления клиноременной передачи вращения от коленвала трактора на генератор. От степени его натяжения зависит корректная работа генератора и выработка необходимого напряжения. Размер ремня генератора для двигателя Д-240 составляет — 11×10-1250.

Электросхема трактора мтз 82 в цвете — MTZ-80.RU

Электрическое оборудование трактора состоит из источников и потребителей электрической энергии, которые предназначены для пуска дизеля, освещения, звуковой и световой сигнализации при выполнении транспортных и других работ, питания контрольно-измерительных приборов, вентиляции и отопления кабины, очистки стекол кабины и других целей, где требуется использование электроэнергии.
На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. Электрическая система выполнена по однопроводной схеме соединения потребителей с источниками электрической энергии, при которой металлические детали трактора используются как один из проводов тока. Эти детали называют массой трактора, с которой соединяют минусовые клеммы источников электрической энергии.

Источники электрической энергии-генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Напряжение в заданных пределах регулируется реле-регулятором.

Аккумуляторная батарея служит источником электроэнергии всех систем и приборов электрооборудования при неработающем дизеле, и прежде всего системы пуска дизеля, создающей наибольшую нагрузку на аккумуляторную батарею.

В этот период работы аккумуляторная батарея разряжается. При работающем дизеле, когда напряжение генераторов будет больше э.д.с. аккумуляторной батареи, питание всех потребителей осуществляет генератор, в том числе зарядку аккумуляторной батареи.

На рисунках 77 и 78 показаны принципиальные схемы электрического оборудования тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80 Л, МТЗ-82Л.

Рис. 77. Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

1 и 56 — передние фары; 2 и 57 — передний указатель поворота; 3, 27, 28, 38 и 58 — соединительные панели, 4 — реле-регулятор; 5 — генератор; 6 и 32 — штепсельный разъем; 7 — выключатель электродвигателя вентилятора блока отопления — охлаждения кабины; 8 — электродвигатель вентилятора блока отопления — охлаждения; 9, 15 и 17 — блок предохранителей; 10 — соединительная муфта; 11 — выключатель плафона; 12 — плафон; 13 — стеклоочиститель ветрового стекла; 14 — выключатель стеклоочистителя; 16 и 21 — лампа освещения приборов; 18 — контрольный элемент электрофакельного подогревателя; 19 — контрольная лампа выключателя «массы»; 20 — добавочное сопротивление; 22 — включатель электрофакельного подогревателя и стартера; 23 — контрольная лампа Дальнего света; 24 — стеклоомыватель; 25 и 42- задние фары; 26 и 41 — задние фонари; 29 — включатель стоп-сигнала; 30 — выключатель задних фар; 31 — центральный переключатель света; 33 — штепсельная розетка прицепа; 34 — фонарь освещения номерного знака; 35 — кнопочный выключатель стеклоомывателя; 36 — прерыватель указателей поворота; 37 — контрольная лампа указателей поворота; 39 — переносная лампа; 40 — розетка переносной лампы; 43 — выключатель «массы»; 44 — аккумуляторная батарея; 45 — переключатель указателей поворота; 46 — кнопочный выключатель лукового сигнала; 47 — переключатель света передних фар; 48 — амперметр; 49 — указатель температуры воды; 50- включатель блокировки запуска дизеля; 51 — стартер; 52 — реле стартера; 53 — реле блокировки; 54 — электрофакельный подогреватель; 55 — датчик указателя температуры воды; 59 — звуковой сигнал; 60 — указатель уровня топлива; 61 — датчик указателя уровня топлива.

Рис. 78. Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80Л и МТЗ-82Л:

1 и 55 — передние фары; 2 и 56 -передний указатель поворота; 3 — реле-регулятор; 4. 28. 29. 36 и 54 — соединительные панели; 5 — генератор; 6 и 31 — штепсельный разъем; 7-выключатель электродвигателя вентилятора блока отопления — охлаждения кабины; 8 — электродвигатель вентилятора блока отопления — охлаждения: 9 — соединительная муфт а; 10 — выключатель плафона, 11 — плафон; 12, 15. 17-блок предохранителей; 13 — выключатель стеклоочистителя; 14 — стеклоочиститель ветрового стекла; 16 и 21 — лампа освещения приборов; 18 — контрольная лампа выключателя «массы», 19 — указатель температуры воды; 20 — включатель стартера; 22 — контрольная лампа дальнего света; 23 — стеклоомыватель; 24 — центральный переключатель света; 25 — включатель стоп-сигнала; 26 и 39 — задние фары; 27 и 38 — задний фонарь; 30 — выключатель задних фар; 32 — штепсельная розетка прицепа; 33 — фонарь освещения номерного знака; 34 — выключатель стеклоомывателя; 35 — контрольная лампа указателя поворота; 37 — переносная лампа; 40 — выключатель «массы»; 41 — розетка переносной лампы; 42- аккумуляторная батарея; 43 — включатель блокировки запуска пускового двигателя; 44 — переключатель указателей поворота; 45 — кнопочный выключатель звукового сигнала; 46 — прерыватель указателей поворота; 47 — кнопочный выключатель магнето; 48 — переключатель света передних фар; 49 — амперметр; 50 — стартер; 51 — магнето; 52 — свеча зажигания; 53 — датчик указателя температуры воды; 57 — звуковой сигнал; 58 — указатель уровня топлива; 59 — датчик указателя уровня топлива.

Фото ремонта МТЗ своими руками


  • Измельчитель веток своими руками: проекты, инструкция как сделать и советы из чего изготовить самодельный измельчитель (135 фото)

  • Циркулярная пила своими руками: как сделать ручную и полуавтоматическую циркулярку (80 фото)

  • Стойка для дрели своими руками: как сделать станину и советы по выбору приспособления для дрелей (125 фото и видео)

Читайте здесь — Стойка для болгарки своими руками: чертежи, проекты и нюансы изготовления простейших моделей (95 фото и видео)

Помогите сайту, сделайте репост ;)

Элктропроводка МТЗ

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как подцепить электропроводку на МТЗ 82(пускач). Достаточно что бы шла зарядка на аккумулятор и горели фары. Трактор взял с полностью уничтоженной проводкой, были подключены только фары от генератора. Сейчас установил аккумулятор, блок предохранителей от ВАЗ-2106. Не знаю как объединить генератор с аккумулятором. Заранее спасибо.

Вот примерно так предохранители можно на каждую лампу делать или один на всю цепь Файлы: 82p.preview.jpg

Спасибо большое. На амперметре + от ак/б и от генераторе на разные клемы устанавливать?

Спасибо большое. На амперметре + от ак/б и от генераторе на разные клемы устанавливать?

На амперметре провод от аккумуляторе подключается к клемме со знаком «минус». А провод от генератора и провод подачи на потребители к клемме со знаком «плюс».

Проверяем обмотку ротора

Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др. Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается. До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.

Читать дальше: Знаки пдд с пояснениями

После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами. В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...