Необходимость оснащение прицепа
Многие предприятия переквалифицировали свое производство на изготовление новейших прототипов сцепных устройств. Но увеличение на дорогах таких транспортных средств повлекло за собой и оснащения их специальными сигнализирующими огнями, которые аналогичны автомобильным.
К недавнему времени большинство автомобилистов использовали простейшее подключение фаркопа, к тому же схема подключения розетки фаркопа и распиновка розетки фаркопа не отличалась особой сложностью, и автолюбители редко затрагивали данный вопрос.
Тогда, как правило, использовались одноцветные проводники распиновки, подключение которых можно было легко выполнить с помощью специального тестера, оснащенного лампочкой загрузки. Но ситуация в корни изменилась после того, как рынок заполонила дешевая китайская продукция.
Китайская техника имеет цветные проводники, что, казалось бы, должно упростить процедуру подсоединения, но подключение проводки фаркопа иногда становиться настоящей головной болью для водителей.
Что такое розетка фаркопа
Розетка фаркопа представляет собой разъем с электрическими контактами, который используется для подключения прицепа к автомобилю. Она располагается возле фаркопа, и к ней подключается соответствующий штекер. С помощью розетки можно безопасно и правильно объединить электрические цепи автомобиля и прицепа.
Розетка фаркопа
При подключении розетки применяют такой термин как «распиновка» (от англ. pin – ножка, вывод). Это схема расположения контактов для правильного подключения.
Введение
Не каждый задумывается о том, как присоединить фаркоп и как подключить розетку фаркопа. Конечно, с установкой фаркопа у многих проблем не возникнет, потому как делается это достаточно легко. Схема подсоединения сцепного устройства прицепа к автомобилю показана на рисунке ниже:
К элементу «С» сцепного устройства автомобиля прикручивается розетка фаркопа. У прицепа же есть ответная часть — вилка электрики прицепа.
С правильным подключением электрики, которая присутствует на самом прицепе возникают некоторые вопросы, ведь нельзя просто взять и прокинуть скрутку проводов к прицепу, так как постоянно ездить с ним неудобно, ведь подсоединяют его обычно только в случае необходимости. Как же быть с проводкой?
Ну для начала стоит разобраться, для чего она вообще нужна там. Вне зависимости от разновидности прицепа на нем обычно присутствуют дополнительные указательные осветительные приборы – это указатели поворота, стоп сигналы и габаритные огни. Водителям, которые едут за вашим автомобилем также важно знать, что вы собираетесь делать, в какой момент вы начинаете притормаживать или вовсе останавливаться, перестраиваться и поворачивать, а из-за прицепа видимость основных приборов, чаще всего просто перекрыта. Также не стоит забывать о том, что на прицепе есть регистрационный номер, который должен подсвечиваться. А для питания всех этих приборов необходимо подключать их к бортовой сети автомобиля. Для подключения используется специальное устройство, выполнятся подключение розетки фаркопа.
Как подвести электричество к автомобильному прицепу
Бортовое электричество подводится при помощи стандартного подключения розетки прицепа. На автомобилях отечественного производства применяют семиконтактные разъемы. Эта разновидность встречается чаще других.
Американские и некоторые европейские машины используют тринадцатиконтактные разъемы. Это связано с возможностью подключения не только прицепов, но и домов на колесах. Они требуют большой мощности от электрической линии. Кроме этого, при помощи такой розетки дополнительно подсоединяются: задняя видеокамера, парктроники, противотуманные фары.
В России подключение розетки фаркопа отличается от зарубежного. Поэтому импортные прицепы имеют другую распиновку и подключить их к российской розетке без переделки не получится.
Зачем нужен электронный блок согласования
Далеко не во всех случаях можно просто соединить розетки фаркопа и прицепа. Если машина имеет сложную электронику, потребуется блок согласования.
Его применение позволяет избежать ошибок при тестировании работы светового оборудования и электрики транспортного средства.
Кроме того, блок согласования — неизменная вещь, когда необходимо передача сигнала с помощью мультиплексной шины.
Схема подключения имеет следующий вид:
- Сигналы с авто поступают на блок согласования.
- Последний обрабатывает информацию.
- При отсутствии конфликтов сигнал передается на прицеп легкового или грузового автомобиля.
Для корректной работы блок необходимо подключить к аккумулятору и правильно соединить провода (с учетом распиновки).
Схема подключения показана ниже.
Обратите внимание
Для автомобилей ГАЗ 20, ГАЗ 21, ГАЗ 24 паять ничего не нужно. Здесь в арках имеются распределительные колодки, от которых уже идут провода к фонарям. Соответственно, просто обжимаем концы новых проводов клеммами-колечками под винт и прикручиваем их к соответствующим контактам колодок. У ГАЗ 20 и ГАЗ 21 сигнал торможения и поворота подается одной и той же нитью лампы. Соответственно, вам придется или проложить провода только для стопов и смириться с тем, что сигналы поворота прицеп будет подавать лампами в стопсигналах, а поворотники останутся незадействованными, или проложить провода от передних указателей поворотов.
Особенности подключения розетки фаркопа
Если вам нужно дополнительно прикрепить розетку ТСУ, ее следует установить в подрозетник фаркопа, а после этого подсоединить контакты согласно распиновке разъема фаркопа, электросхема подсоединения проводов. Добросовестные производители вкладывают в коробку с продаваемым товаром инструкцию размещения. Если такая распиновка отсутствует, каждому автовладельцу придется определять принадлежность тех или иных контактов самостоятельно.

Важно подготовить все необходимые инструменты и материалы для работы перед тем, как приступить к раскручиванию или закручиванию каких-либо болтов, шурупов, других крепежных деталей на автомобиле, автофаркопе либо прицепном автоустройстве.
Среди обязательных для предварительной подготовки к подключению ТСУ инструментов и средств (учитывая комплект электрики) выделяют следующие:
- собственно розетка для фаркопа;
- демонтажные приспособления (для снятия бампера, как вариант — для подрезки заднего бампера, если они будут необходимы);
- изолента, термоусадка;
- крепежные элементы, в том числе крепежная пластина;
- отвертки и гаечные ключи (набор разных размеров гаечных ключей);
- паяльник;
- провода (при отсутствии их в комплекте рекомендуется выбрать медные провода указанной толщины);
- клеммы соединительные для контактных концов проводов (могут продаваться вместе с фаркопом, в противном случае легко купить самостоятельно на рынке, базаре или в строительном гипермаркете);
- схема подключения розетки фаркопа (желательно на бумажном носителе).
Для тех автовладельцев, которые решили устанавливать ТСУ и осуществить монтаж розетки своими руками, следует учесть такое правило: толщина каждой из жил в многожильном проводе должна быть не менее 1,5 мм.
Простой способ подключения
Когда в автомобиле и прицепе уже есть все необходимые разъемы или клеммники и необходимо лишь вывести их к розетке. Тогда в автомобиле уже выведены все разъемы и все готово для подключения розетки фаркопа, а правильная распайка указана в инструкции авто.
Как правило, этот клеммник находится в багажном отделении под обшивкой с правой или левой стороны (это зависит от марки автомобиля и место клеммника так же указано в инструкции к автомобилю).
В таком случае схема подключения прицепа не понадобиться и можно будет выполнить распиновку самостоятельно.
Особенности соединения розетки
Для подключения фаркопа к электрической проводке автомобиля советуем применять многожильный провод из меди. Идеальный вариант – провод, в котором каждая жила имеет сечение минимум 1,5 кв. мм. Провод должен иметь двойной слой изоляции.
После подключения прицепа по нашей схеме и проверки работоспособности его светотехники желательно позаботиться о защите внутренних элементов розетки от влаги. Не лишним будет применение графитовой смазки, которая также предотвратит окисление контактов.
Это обязательное требование, обеспечивающее безопасность транспортного средства, а также всех остальных участников дорожного движения. Рассмотрим схему подключения к ручнику, печке или датчику давления масла.
Если распиновка отсутствует, тогда автолюбителю придется самостоятельно определить принадлежность всех контактов.
Модели быстросъемные, а потому не придется долго возиться с подключением и разборкой.
Ремонт эл. проводки прицепа.
Сергей Термоусадка и изолента.
Бренд надежно зарекомендовал себя. С устройством всегда дают инструкцию по применению.
Универсальная схема подключения автомобильной розетки прицепа — второй метод На многих моделях современных машин имеется фаркоп, позволяющий производить буксировку прицепа. Рисунок 7.
Далее, производится подключение самой розетки в области, где располагается колодка жгута заднего фонаря машины. При монтажных операциях следует пользоваться обжимными клипсами, обеспечивающими хороший контакт проводников.
Как подключить розетку фаркопа: пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция подключения прицепа с разводкой авто с противоугонной системой либо без нее выглядит так:
- Производится зачистка концов проводников на электроцепи питания поворотных огней, стоп-сигналов и габаритов.
- Выполняется пайка к зачищенным участкам новых кабелей. Место соединения необходимо качественно заизолировать. Для этого применяется лента, поскольку на такой участок установить термоусадочную трубку не получится.
- К кузову производится прикручивание кабеля массы.
- Выполняется сборка проводника в аккуратный жгут. Затем он укладывается к гофру.
- На дне багажного отсека должно быть технологическое отверстие, оснащенное резиновой заглушкой. В ней надо сделать дырку соответствующего диаметра, чтобы проложить через нее гофру. При укладке надо обеспечить небольшой натяг.
- Затем провод выводится под автомобиль и производится его прокладка к розетке фаркопа. При необходимости можно воспользоваться стяжками, чтобы зафиксировать гофру.
- Теперь надо обрезать запас с кабелей и произвести установку термоусадочных трубок. С помощью паяльника к колодке фаркопа припаивается провод. Трубки надо усадить, используя строительный фен либо зажигалку.
- Если фаркоп съемный, то жгут должен быть разъемным. Но поскольку последний располагается под транспортным средством, надо продумать его защиту от воздействия влаги. Можно перенести розетку с фаркопа на юбку бампера либо в другое место и там ее расположить. Возможно, потребуется нарастить кабеля для колодки прицепа.
Канал «Ork TV-Life» показал процедуру подключения электророзетки фаркопа к автомобилю.
Розетка фаркопа 7 пин
Итак, хотя на авто могут быть разные типы подключения, сегодня самым распространенным решением является схема подключения, когда вилка имеет 7 контактов. Это так называемый евроразъем 7 pin. Кстати, еще на авто с электронными схемами и блоками управления встречается вариант типа смарт-коннект, который согласует работу проводки машины с прицепом.
Подобные разъемы можно приобрести в автомагазине или на авторынке. Чтобы выполнить соединение, обычно используются медные кабели с несколькими жилами, которые имеют провода разного цвета.
Еще добавим, чтобы разъемы служили как можно дольше, контакты нужно намазать литолом. Также рекомендуется всегда использовать защитные пластиковое крышки-колпачки, чтобы вода и грязь не попадали внутрь тогда, когда прицеп отсоединен.
- Идем далее. Чтобы синхронизировать световые сигналы, нужна особая распиновка розетки прицепа (обычно это 7 пин), а также подключение такой розетки к проводке автомобиля. Получается, на машине стоит розетка фаркопа (розетка прицепа), куда и вставляется вилка проводки прицепа.
Если же такой розетки нет, тогда стоит прибегнуть к универсальному подключению, когда проводку можно соединять напрямую с сигнальными цепями, однако только на автомобилях без БК. Провода от разъема также соединяются с цепями на задние фонари. Давайте рассмотрим подключение более подробно.
Схемы прямого подключения
Такой вид соединения применяется при отсутствии в автомобиле штатной выводной колодки. В этом случае провода подключаются непосредственно к жгуту задних фонарей. Для облегчения монтажа можно использовать коннекторы, оборудованные штепсельными разъемами для состыковки с оптикой. С другой стороны прибора имеются провода для подсоединения к ответной части устройства.
Перед тем как подключить розетку фаркопа, необходимо определить место установки разъемов. К светотехнике подсоединяются через технологические вырезы, предназначенные для замены ламп, а вывод жгута наружу — через дренаж в днище багажника. В некоторых случаях схема подключения розетки на фаркоп предполагает пайку проводов. Такие соединения получаются более прочными.
Если планируется объединение двух контактов, например габариты правого и левого борта, то общий выводной провод должен быть сечением более 2 мм², т.к. нагрузка на него возрастет. Приобрести необходимые комплектующие можно в магазине или на авторынке. Не следует покупать коннекторы и разъемы кустарного производства, т.к. это чревато возникновением замыкания с дальнейшим возгоранием всей проводки.
Распиновка 15-контактного разъёма
Нашим автомобилистам попадаются вилки прицепов, где есть распиновка на полтора десятка контактов. Данный разъём актуален для тяжёлых прицепов. В нём применяется не только прямая отправка сигнала на поворотники, стопы и подсветку номерного знака, но и осуществляется обратная связь для водителя. Обеспечивается через установленные провода управление отдельными механизмами буксируемого транспортного средства.
Топ-5 лучших производителей фарк-в на автомобили типа ВАЗ 2110, Тойота Хайлюкс
Очень часто автолюбителям приходится перевозить габаритные грузы. На крышу машины вроде ВАЗ 2110 помещать их неудобно и небезопасно. Именно поэтому приходится заниматься подсоединением прицепа. Это необходимо делать правильно – через фаркоп. Но чтобы произвести надежное соединение, потребуется покупать устройство от хороших производителей, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Некачественное оборудование приведет к серьезным последствиям – если отключатся поворотники на прицепе, то возможно образование дорожно транспортного происшествия.
Список лучших производителей:
- Bosal. Производитель предоставляет своим клиентам широкий ряд продукции. Все компоненты качественно соединены. Используются лучшие комплектующие. С устройством всегда дают инструкцию по применению. Она понятная и наглядная.
- Thule. Фирма также известна под маркой Brink. Модели быстросъемные, а потому не придется долго возиться с подключением и разборкой. Качество материалов и сборки очень хорошее. Бренд надежно зарекомендовал себя.
- Auto-Hak. Это модель имеет приемлемые цены, но при этом качество конструкции одно из самых лучших. В магазинах можно найти широкий выбор продукции. Имеются также быстросъемные модели.
- Baltex. Приобретать можно людям с отечественными, а также китайскими автомобилями. Качество изготовления хорошее, но несколько уступает предыдущим моделям. Крепеж изготавливается из нержавейки, а потому можно без проблем ездить с прицепом под дождем.
- Avto S. Подходит для китайских и российских автомобилей, как для Тойоты Хайлюкс, так и для Лады Веста. Цены очень низкие.
Дополнительные рекомендации
Большинство автомобилистов не рискуют самостоятельно подключать электрику, предпочитая выезжать на дорогу с неподключенным прицепом. Но это неправильно, ведь без подключения водитель может спровоцировать аварию (другие участники движения не будут знать о ваших намерениях). К тому же за езду с неподключенным прицепом можно получить штраф.
Езда с неподключенным прицепом
Чтобы подключенная розетка прицепа работала долго и бесперебойно, необходимо соблюдать несколько простых правил.
- Избегайте перегрузки в электросети. Слишком высокое напряжение может привести к короткому замыканию.
- Периодически проводите диагностику электроприборов. Это позволит выявить возможные неисправности еще на раннем этапе.
- Осматривайте электрические соединения на прицепе. Делать это нужно до начала нового сезона. Также рекомендуется смазывать контакты солидолом.
- Фиксируйте провода к кузову, чтобы те не свисали. Для фиксации отлично подойдут пластиковые хомуты.
Правильная эксплуатация прицепа
Если водитель планирует пользоваться прицепом довольно часто, то на него можно поставить оптические водонепроницаемые элементы освещения. Им не страшны любые погодные условия, к тому же оптические элементы обеспечат более качественное освещение.
Видео — Подключение розетки для прицепа
Американские соединительные фишки
Многие американские стандарты отличаются от европейских, и распиновка розетки фаркопа прицепа не является исключением. Приведем для ознакомления два вида: 7 и 4 контактные разъемы.
7-ми контактная розетка, используется в модельном ряде HOPKINS, а также в других автомобилях (рис 8), отличается от европейского стандарта, практически, только конструкцией, что позволяет при необходимости произвести замену на европейский аналог.
Американская розетка фаркопа на 7 контактов
Обозначения:
- Подключение габаритных огней.
- +12 V.
- Поворотные огни правого борта.
- Управление стоп-сигналами.
- Масса.
- Поворотные огни левого борта.
- Сигнал заднего хода.
Теперь рассмотрим более сложный вариант – 4-х контактный разъем (см. рис. 9). При попытке его замены на европейскую 7-ми пиновую розетку возникнут проблемы.
4-х пиновый разъем
Обозначения:
- Масса.
- Управление габаритными огнями.
- Поворотник левого борта и управление стоп-сигналом.
- Поворотник правого борта и управление стоп-сигналом.
Как видите, трудность связана с тем, что поворотники и стоп-сигналы управляются по одной линии. Решить проблему можно двумя способами:
- Не совсем правильный, на зато самый простой способ: подключиться, непосредственно, к стопам и поворотникам. Заметим, что в некоторых автомобилях проводка может не выдержать дополнительной нагрузки, поэтому решить проблему лучше другим способом.
- Этот вариант несколько сложнее, зато более корректный: необходимо полностью протянуть проводку под европейский разъем. Например, в Шевроле Тахо для этого нужно снять приборный щиток, найти провода с отдельными сигналами на поворотники и стоп-огни, подключиться к ним, протянув электрические провода от фаркопной розетки через весь салон автомобиля. Можно немного облегчить задачу, если взять сигнал для стоп-огней с заднего крыла, он там выведен практически на всех автомобилях. В этом случае понадобится тянуть только два провода.
Фотогалерея
Фото разных электророзеток для подключения прицепов приведены ниже:
Американские соединительные фишки
Для разъёма прицепа в американских автомобилях, кроме семиконтактной распайки, попадаются четырёхконтактные соединения. Нередко последние переделывают для 7-пиновых разъёмов. В фишке с четырьмя контактами присутствуют лишь «масса», выход на габариты и два оставшихся разъёма применяются для поворотников.
Сложности остаются с выводами для «стопов», так как им в схеме не дана ни одна пара контактов. Запитка напрямую от имеющейся проводки будет неправильной, так как увеличит нагрузка на провода. Рекомендуем добавить новые кабели, чтобы иметь стабильный отдельный выход на дополнительные лампы.
Как подключить розетку фаркопа
Розетку можно подключить лишь двумя методами:
- стандартный;
- универсальный.
Применение стандартного способа возможно только в том случае, если фаркоп и прицеп легкового (да и грузового) автомобиля оснащены соответствующими разъемами. В таких случаях схема подключения прицепа вообще не понадобится, так как надо лишь вставить розетку в гнездо. Очень часто распиновка розетки фаркопа (при условии использования штатного оборудования) присутствует в инструкции по эксплуатации машины. Это идеальный вариант, так как он не сопровождается внесением изменений в электрическую систему транспортного средства.
Но в большинстве случаев автомобилисты вынуждены применять универсальный метод. Мы рассмотрим два варианта развития событий.
Как найти неисправность
В сырую погоду контакты розетки окисляются. Также на нее попадает грязь, которая ухудшает контакт в разъеме. По этой причине освещение прицепа перестает работать. Как выявить причину и устранить неисправность?
Для простой проверки автомобильной электрики существует индикатор, именуемый в народе «контролька». Он представляет собой лампочку с двумя проводами, имеющими на концах зажимы.
По схеме подключения розетки прицепа ясно, какой осветительный прибор соответствует тому или иному разъему. Нужно проверить индикатором разъем, отвечающий за неработающий фонарь.
Для этого один зажим индикатора фиксируют на железной части фаркопа, который будет служить массой, а второй вставляют в тестируемый разъем. Проверяют при включенной электрике. Если соединение имеет плохой контакт, то лампа индикатора гореть не будет.
Чтобы исправить неисправность, нужно разобрать розетку и зачистить контакты наждачной бумагой.
Советы по подключению розеток
Чтобы добиться прочного и качественного соединения, необходимо произвести несколько следующих действий.
- Надежно обжать провод.
- Конец провода залудить.
- Зажать провод болтом, срезав изоляцию.
Правильно выполненная работа – залог успешной и длительной эксплуатации.
Ланос
Для автомобилей Ланос применяется стандартный разъем типа 12 N, ISO 1724. Здесь используется та же распиновка, что рассмотрена выше. После подключения обратите внимание на правильность работы тормозов, габаритных огней и других элементов освещения.
Итоги
Подключение розетки фаркопа и прицепа легкового и грузового автомобиля не создает трудностей. Для этого необходимо сразу разобраться с распиновкой и следовать правилам подключения.
Если по какой-то причине контакты не стыкуются из-за разного числа / типа разъемов, можно использовать переходники. При этом всегда проверяйте, чтобы световое оборудование правильно работало во всех режимах, а на приборной панели ЭБУ не выдавало никаких ошибок.