Условные обозначения в различных электрических схемах

Содержание

Условное графическое обозначение электродвигателей на схеме

Для того чтобы нарисовать электрическую схему, применяют условные графические обозначения всех элементов. Так в упрощенном варианте можно изобразить любой элемент – резистор, конденсатор, электродвигатель и т.д. Они стандартизированы для основных видов элементов, в этой статье мы рассмотрим обозначения электрических двигателей на схеме.

Бирка (шильдик) электродвигателя

Осмотрев любой, за редким исключением, электродвигатель можно обнаружить табличку, привинченную на болты, саморезы или же заклепки. Что же написано на данном куске металла? Возьмем шильдик, заменив на нем заводской номер на название сайта.

шильдик электродвигателя

Кстати, редко бывает, что табличка на электрооборудование находится в таком, почти идеальном состоянии. Часто данные выцветают или замазаны краской, ведь задача стоит для обслуживающего персонала покрасить двигатель, а не покрасить двигатель, оставив табличку нетронутой. Но, нам повезло. Пойдем по-порядку.

Первая строчка – число фаз и тип тока (3~), заводской номер, частота сети, форма исполнения и монтажа, класс изоляции

Вторая строчка – тип электродвигателя, косинус фи, возможные схемы соединения, номинальная частота вращения

Третья строчка – возможные номинальные напряжения, номинальная мощность, IP – степень защиты электродвигателя, масса, режим работы электродвигателя (S1).

Четвертая строчка – номинальные токи в зависимости от схемы включения обмоток, далее какому госту соответствует эд.

Рассмотрим отдельные параметры более подробно.

Мощность электродвигателя: полная, активная и на валу

Формула для расчета мощности трехфазного асинхронного двигателя:

как рассчитать мощность электродвигателя

S1 – полная мощность, потребляемая двигателем из сети

P1 – активная мощность, потребляемая электродвигателем из сети (указана на шильдике)

P – активная мощность на валу ЭД.

cosf – косинус фи, коэффициент мощности – угол сдвига фаз между активной (P) и полной мощностью (S).

В формулах выше, значение мощности получится в Вт, значение полной мощности в ВА. Чтобы перевести в киловатты необходимо получившееся значение разделить на тысячу. Значение тока и напряжения соответственно в формуле выше в амперах и вольтах.

I1 и U1 – линейные значения тока и напряжения, их еще называют междуфазными. Не стоит путать с фазными. Линейные – это АВ, ВС, СА (380); фазные – АО, ВО, СО (220). Если выразить формулы мощностей через фазные значения тока и напряжения, то вместо корня из трех вначале будет коэффициент 3. Этот коэффициент определяется наглядно через векторную диаграмму трехфазного напряжения.

Для двигателей постоянного тока формула будет просто произведение напряжения на зажимах двигателя умножить на ток, потребляемые двигателем из сети.

Потребляемая мощность p1 больше мощности на валу ЭД из-за потерь, которые возникают при преобразовании электрической энергии в механическую.

Звезда/Треугольник и 220/380, 380/660

Отдельного внимания заслуживает то, как правильно подключить электродвигатель.

Смотреть все значения по порядку как они идут через дробь. То есть написано на шильде Y/D ( треугольник/звезда), значит и токи, напряжения соответственно будут сначала для Y, а после дроби для звезды. Единственно, нюанс, что при 220/380 – треугольник будет 220, А при 380/660 – треугольник будет 380. То есть говорить, что 380 – это всегда звезда – неверно.

Всегда изучайте табличку на движке перед подключением.

Достоинства при подключении звездой и треугольником абстрактны, так как каждая схема имеет свои области применения:

  • Y – меньше рабочий и пусковой ток, больше напряжение, меньше пусковой момент, меньше греется
  • D – больше пусковой момент, пусковой ток, но и больше греется.

Бывают двухскоростные двигатели, где сначала запускаются на звезде, А потом переходят на треугольник. В таком случае механизм легче запускается, А потом работает с большей мощностью.

При подключении трехфазного двигателя на 220В, где есть лишь фаза и ноль, можно прибегнуть к схеме с конденсаторами.

Форма исполнения и способ монтажа

IM 1081 – форма исполнения и способ монтажа согласно ГОСТ 2479 и МЭК60034-5. В нашем примере это обозначает “на лапах с двумя подшипниковыми щитами, с одним циллиндрическим концом вала”.

Это название состоит из латинских букв IM и четырех чисел.

Первая цифра от 1 до 9 – конструктивный способ исполнения

Вторая и третья (00…99) – способ монтажа

Четвертая (0..9) – условное обозначение конца вала.

Коэффициент полезного действия электродвигателя

КПД показывает эффективность преобразования электродвигателем электрической энергии, которую он берет из сети, в механическую энергию вращения механизма.

Если бы не было потерь при передаче энергии, то КПД равнялся бы 100%. Однако, такого не существует. Однако, существуют виды потерь, которые уменьшают величину коэффициента:

  • потери от нагрева проводников с током при увеличении нагрузки – электрические потери
  • потери на вихревые токи, гистерезис в шихтованных статорах – магнитные потери
  • потери на трение подшипников, вентиляцию – механические потери
  • плюс различные дополнительные менее важные виды потерь…

Часто, но не всегда, чем выше скорость вращения электродвигателя, тем больше его КПД. Это связано с зависимостью КПД и скольжения ЭД. Существуют классы согласно величины КПД по ГОСТ IEC/TS 60034-31—2015: IE1, IE2, IE3, IE4.

Классы изоляции двигателей по нагревостойкости

Здесь нам на помощь придет ГОСТ 8865-93. Класс изоляции электрических машин характеризует максимальную температуру при номинальных параметрах. То есть в нашем примере при номинальных данных с таблички, температура изоляции не должна превышать 155 градусов.

Приведу данные допустимых температур электродвигателей для разных классов изоляции. Следует учитывать, что материалы могут иметь различные классы.

  • Y – 90
  • A – 105
  • E – 120
  • B – 130
  • F – 155
  • H – 180

Далее идут цифровые классы: 200, 220, 250 – а после них плюс 25 градусов с обозначением класса согласно допустимого значения температуры.

Данные температуры определены опытным путем при работе на номинальных параметрах на протяжении срока эксплуатации до величин, при которых увеличивается тангенс дельта и уменьшается напряжение пробоя.

Сохраните в закладки или поделитесь с друзьями

Самое популярное

Правила оформления принципиальных электрических схем

В настоящее время принципиальные электрические схемы трансформаторных подстанций выполняют в соответствии с ГОСТ 21.613–88. Нормально отключенному положению выключателя соответствует заштрихованный прямоугольник, а не заштрихованный прямоугольник – выключатель включенный. Обозначение выключателя можно выполнять буквенным кодом Q без признака автоматики отключения F.

Обозначения условные графические на схемах следует выполнять на основании рекомендаций ГОСТ 2.721–74*, приведённых в прил. А.

Часто рассматриваются вопросы размещения электрооборудования в помещениях бытового назначения, в помещениях цехов, подстанций ит.д. Условные графические изображения на основании ГОСТ 21.614–88 приведены ниже.

Размещение объектов электроэнергетики на картах местности и на ситуационных картах, обозначение объектов и линий связи между ними рекомендуется выполнять в соответствии с графическими обозначениями ниже.

Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

– это

асинхронный электродвигатель

, у которого ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой в виде беличьей клетки

[1]

.

Конструкция асинхронного электродвигателя

Трехфазный асинхронный электродвигатель, как и любой электродвигатель, состоит из двух основных частей – статора и ротора. Статор – неподвижная часть, ротор – вращающаяся часть. Ротор размещается внутри статора. Между ротором и статором имеется небольшое расстояние, называемое воздушным зазором, обычно 0,5-2 мм.

Статор состоит из корпуса и сердечника с обмоткой. Сердечник статора собирается из тонколистовой технической стали толщиной обычно 0,5 мм, покрытой изоляционным лаком. Шихтованная конструкция сердечника способствует значительному снижению вихревых токов, возникающих в процессе перемагничивания сердечника вращающимся магнитным полем. Обмотки статора располагаются в пазах сердечника.

Ротор состоит из сердечника с короткозамкнутой обмоткой и вала. Сердечник ротора тоже имеет шихтованную конструкцию. При этом листы ротора не покрыты лаком, так как ток имеет небольшую частоту и оксидной пленки достаточно для ограничения вихревых токов.

Принцип работы. Вращающееся магнитное поле

Принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя основан на способности трехфазной обмотки при включении ее в сеть трехфазного тока создавать вращающееся магнитное поле.

Вращающееся магнитное поле – это основная концепция электрических двигателей и генераторов.

Запустить

Магнитный поток асинхронного двигателя

Остановить

Вращающийся магнитный поток асинхронного двигателя

Вращающееся магнитное поле асинхронного электродвигателя

Частота вращения этого поля, или синхронная частота вращения прямо пропорциональна частоте переменного тока f1 и обратно пропорциональна числу пар полюсов р трехфазной обмотки.

n1=f1∙60/p,

  • где n1 – частота вращения магнитного поля статора, об/мин,
  • f1 – частота переменного тока, Гц,
  • p – число пар полюсов

Концепция вращающегося магнитного поля

Чтобы понять феномен вращающегося магнитного поля лучше, рассмотрим упрощенную трехфазную обмотку с тремя витками. Ток текущий по проводнику создает магнитное поле вокруг него. На рисунке ниже показано поле создаваемое трехфазным переменным током в конкретный момент времени

Запустить

Магнитный поток проводника с током

Остановить

Магнитное поле проводника с постоянным током

Магнитное поле прямого проводника с постоянным током

Магнитное поле создаваемое обмоткой

Составляющие переменного тока будут изменяться со временем, в результате чего будет изменяться создаваемое ими магнитное поле. При этом результирующее магнитное поле трехфазной обмотки будет принимать разную ориентацию, сохраняя при этом одинаковую амплитуду.

Запустить

Вращающийся магнитный поток

Остановить

Вращающееся магнитное поле

Вращающееся магнитное поле

Действие вращающегося магнитного поля на замкнутый виток

Теперь разместим замкнутый проводник внутри вращающегося магнитного поля. По закону электромагнитной индукции изменяющееся магнитное поле приведет к возникновению электродвижущей силы (ЭДС) в проводнике. В свою очередь ЭДС вызовет ток в проводнике. Таким образом, в магнитном поле будет находиться замкнутый проводник с током, на который согласно закону Ампера будет действовать сила, в результате чего контур начнет вращаться.

Сила действуюшая на рамку с током в магнитном поле Влияние вращающегося магнитного поля на замкнутый проводник с током

Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя

По этому принципу также работает асинхронный электродвигатель. Вместо рамки с током внутри асинхронного двигателя находится короткозамкнутый ротор по конструкции напоминающий беличье колесо. Короткозамкнутый ротор состоит из стержней накоротко замкнутых с торцов кольцами.

Короткозамкнутый ротор беличья клетка Короткозамкнутый ротор “беличья клетка” наиболее широко используемый в асинхронных электродвигателях (показан без вала и сердечника)

Трехфазный переменный ток, проходя по обмоткам статора, создает вращающееся магнитное поле. Таким образом, также как было описано ранее, в стержнях ротора будет индуцироваться ток, в результате чего ротор начнет вращаться. На рисунке ниже Вы можете заметить различие между индуцируемыми токами в стержнях. Это происходит из-за того что величина изменения магнитного поля отличается в разных парах стержней, из-за их разного расположения относительно поля. Изменение тока в стержнях будет изменяться со временем.

Запустить

Магнитное поле пронизывающее ротор

Остановить

Вращающееся магнитное поле

Вращающееся магнитное поле пронизывающее короткозамкнутый ротор

Магнитный момент действующий на ротор Магнитный момент действующий на ротор

Вы также можете заметить, что стержни ротора наклонены относительно оси вращения. Это делается для того чтобы уменьшить высшие гармоники ЭДС и избавиться от пульсации момента. Если стержни были бы направлены вдоль оси вращения, то в них возникало бы пульсирующее магнитное поле из-за того, что магнитное сопротивление обмотки значительно выше магнитного сопротивления зубцов статора.

Скольжение асинхронного двигателя. Скорость вращения ротора

Отличительный признак асинхронного двигателя состоит в том, что частота вращения ротора n2 меньше синхронной частоты вращения магнитного поля статора n1.

Объясняется это тем, что ЭДС в стержнях обмотки ротора индуцируется только при неравенстве частот вращения n2<n1. Частота вращения поля статора относительно ротора определяется частотой скольжения ns=n1-n2. Отставание ротора от вращающегося поля статора характеризуется относительной величиной s, называемой скольжением:

s=(n1-n2)/n1,

  • где s – скольжение асинхронного электродвигателя,
  • n1 – частота вращения магнитного поля статора, об/мин,
  • n2 – частота вращения ротора, об/мин,

Рассмотрим случай когда частота вращения ротора будет совпадать с частотой вращения магнитного поля статора. В таком случае относительное магнитное поле ротора будет постоянным, таким образом в стержнях ротора не будет создаваться ЭДС, а следовательно и ток. Это значит что сила действующая на ротор будет равна нулю. Таким образом ротор будет замедляться. После чего на стержни ротора опять будет действовать переменное магнитное поле, таким образом будет расти индуцируемый ток и сила. В реальности же ротор асинхронного электродвигателя никогда не достигнет скорости вращения магнитного поля статора. Ротор будет вращаться с некоторой скоростью которая немного меньше синхронной скорости.

Скольжение асинхронного двигателя может изменяться в диапазоне от 0 до 1, т. е. 0—100%. Если s~0, то это соответствует режиму холостого хода, когда ротор двигателя практически не испытывает противодействующего момента; если s=1 — режиму короткого замыкания, при котором ротор двигателя неподвижен (n2 = 0). Скольжение зависит от механической нагрузки на валу двигателя и с ее ростом увеличивается.

Скольжение, соответствующее номинальной нагрузке двигателя, называется номинальным скольжением. Для асинхронных двигателей малой и средней мощности номинальное скольжение изменяется в пределах от 8% до 2%.

Преобразование энергии

Асинхронный двигатель преобразует электрическую энергию подаваемую на обмотки статора, в механическую (вращение вала ротора). Но входная и выходная мощность не равны друг другу так как во время преобразования происходят потери энергии: на трение, нагрев, вихревые токи и потери на гистерезисе. Это энергия рассеивается как тепло. Поэтому асинхронный электродвигатель имеет вентилятор для охлаждения.

Введение

Для конструкторов цепей, слесарей КИПиА, электромонтеров, умение прочитать электросхему – ключевое качество и показатель квалификации. Без специальных знаний сходу разобраться в тонкостях проектирования приборов, цепей и способах соединения электроузлов невозможно.

Условные обозначения можно считать особым криптографическим кодом, поясняющим работу и принцип действия конкретной схемы. В Японии, США и Европе значки существенно отличаются от отечественной маркировки, что необходимо учитывать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Схема автомобильной электрики
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Трехмерная электрическая схема автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Графические обозначения

Принципиальная схема имеет две разновидности — однолинейная и полная. На однолинейной чертят только силовой провод со всеми элементами, если основная сеть не отличается индивидуальными дополнениями от стандартно принятой. Нанесенные на линию провода две или три косые черты, обозначают однофазную или трехфазную сеть, соответственно. На полной чертят всю сеть и проставляют общепринятые условные обозначения в электрических схемах.

Однолинейная электрическая принципиальная схема, однофазная сеть

Однолинейная принципиальная электрическая схема

Графические обозначения в электросхемах

УГО на функциональных планах

К узлам коммутации относят контактные детали, работающие с помощью различных механизмов. Это включатели и контакторы. Устройства могут замыкать, размыкать и переключать контакты. Изначальное состояние размыкателя это, когда элементы замкнуты. У замыкателя происходит всё наоборот. В функциональных чертежах контакторы изображаются с учётом этих особенностей.

Виды контакторов

Виды контакторов

На рисунке изображён двухконтактный переключатель. Он может быть трёхпозиционным прибором. В нейтральном положении переключатель не соприкасается ни с одной ветвью электросхемы.

Внимание! Специальным знаком отмечают функциональное назначение контактора. Это относится к устройствам с подвижными ветвями.

Знак обозначения мобильных контактов

Знак обозначения мобильных контактов

Функции деталей со стационарными контактами

Функции деталей со стационарными контактами

Обозначения элементов электроснабжения на однолинейных схемах отображают только силовые элементы. Между элементами проводят линии связи. Их изображения помещают на щитовых.

УГО для однолинейных схем

УГО для однолинейных схем

Реле, контакторы и катушки по ГОСТу обозначает четырёхугольниками.

Реле, контакторы и катушки

Реле, контакторы и катушки

Лампы, разъёмные, разборные узлы и измерители имеют своё характерное изображение. Их чётко видно на чертеже. Лампочки рисуют в виде кругов с перекрестьем внутри, измерители – это круги с двумя латинскими буквами и т.д.

Лампы, измерительные устройства

Лампы, измерительные устройства

Шины – это массивные проводники с ответвлениями, их выделяют жирным контуром. Провода, наоборот, чертят тонкими линиями. Их соединения отмечают точками. Если они отсутствуют, то это означает бесконтактное пересечение проводников.

Провода и шины

Провода и шины

Способы укладки кабелей имеют довольно простую графику.

Кабели с количеством жил

Кабели с количеством жил

Выключатели и розетки с открытым и скрытым способом установки имеют свои условные обозначения на чертежах ГОСТ. Группы каждого вида установки отмечены черточками на клавишах приборов.

Выключатели

Выключатели

По-разному рисуют розетки для скрытой и открытой проводки. Их сразу можно отличить от других элементов.

Розетки

Розетки

Светильники с лампочками накаливания, светодиодными и люминесцентными элементами рисуют так, что их всегда можно выделить.

Лампы

Лампы

УГО принципиальных электросхем

Обозначения на принципиальных электрических схемах изображают разъёмы, предохранители, клеммы, ёмкости. Также это относится к резисторам, светодиодам, диодам, тиристорам и лампочкам. Большая часть этих условных обозначений, согласно ГОСТу, указана в нижеследующей таблице.

Элементы

Элементы

УГО различных радиоэлементов по ГОСТу на схемах этого типа представлены на нижеследующей картинке.

УГО радиоэлементов ГОСТ

УГО радиоэлементов ГОСТ

Обозначения питающих источников

В таблице ниже представлены графические обозначения источников питания для однолинейной планировки в квартирах и частных домостроениях.

Виды источников питания

Виды источников питания

Буквы означают следующее:

  • А – источник постоянного тока;
  • В – переменный ток;
  • С – вид питания, может быть переменного и постоянного значения;
  • D – аккумуляторная батарея;
  • Е – элементы питания в группе.

Обозначения элементов связи

Элементы связи

Элементы связи

Символы значат:

  • А – стандартно изображение, связующее линии;
  • В – шина;
  • С – экранирование;
  • D – заземление;
  • Е – соединение с корпусом устройства;
  • F – указатель, для продолжения дальнейшей прокладки линии связи;
  • G – пересечение линий без контакта;
  • H – сочленение линий в точке пересечения;
  • I – отводы.

Уго электромеханических устройств и контактов

К таким устройствам относят реле, магнитные пускатели и контакты коммуникационных узлов.

Электромеханические элементы и виды контактов

Электромеханические элементы и виды контактов

УГО приведены ниже:

  • A – катушки магнитных пускателей, реле и пр.;
  • B – электротепловая защита;
  • C – блокировка катушки механическим способом;
  • D – контакты в коммутационных приборах, где 1 – замыкающий контакт, 2 – размыкающий, 3 – переключающий;
  • E – ручные включатели;
  • F – рубильники и группы включателей.

Изображения электрооборудования, электротехнических приборов и электроприёмников

Изображения на схемах электрооборудования и различных электротехнических устройств обозначены, как окружности с дополнительными графическими символами спиралей, чёрточек и пр.

УГО электрооборудования

УГО электрооборудования

Линии проводок и токопроводов

Они выглядят следующим образом.

УГО проводок

УГО проводок

Шины и шинопроводы

Массивные элементы проводников – шины, их отводы – шинопроводы обозначают линиями разной толщины и точками.

Шины и отводы

Шины и отводы

Коробки, шкафы, щиты и пульты

Графические изображения коробок, шкафов, щитов и пультов

Графические изображения коробок, шкафов, щитов и пультов

Включатели, переключатели и розетки для штепселей

В этот список входят включатели открытого и скрытого типа монтажа с различным уровнем защиты, переключатели в разные направления, штепсельные розетки и блоки с двухполюсной штепсельной розеткой.

Обозначения включателей, переключателей и штепсельных гнёзд

Обозначения включателей, переключателей и штепсельных гнёзд

Светильники и прожекторы

Светильники с ЛН рисуют в виде окружностей, люминесцентные лампы – вытянутыми прямоугольниками.

Светильники

Светильники

Аппараты контроля и управления

Их графические изображения отражены в следующем перечне.

Аппараты контроля и управления

Аппараты контроля и управления

Изображения ЭМ

Условные обозначения электрических машин и их деталей изображены в следующей таблице.

Электромашины

Электромашины

Дроссели и трансформаторы

УГО дросселей и трансформаторов

УГО дросселей и трансформаторов

  • A – обмотки трансформаторов, катушки индуктивности;
  • B – дроссель с магнитопроводом (ферромагнитным стержнем);
  • C – 2-х катушечный трансформатор;
  • D – 3-х катушечный трансформатор;
  • E – автотрансформатор;
  • F – стандартный трансформатор.

Измерители и радиоэлементы

На рисунке указан краткий перечень изображений электронных компонентов. Подробный реестр УГО электрических элементов ГОСТ 2.72968, 2.73073.

Измерители

Измерители

  1. Электросчётчик.
  2. Амперметр.
  3. Измеритель напряжения в сети.
  4. Термодатчик.
  5. Постоянное сопротивление.
  6. Переменное сопротивление.
  7. Конденсатор.
  8. Ёмкость.
  9. Диод.
  10. Светодиод.
  11. Диодная оптопара.
  12. Транзистор.
  13. Предохранитель.

Источники света

Источники света

Источники света

  • A – ЛН (лампы накаливания);
  • B – сигнальные лампочки;
  • C – газоразрядные лампы;
  • D – лампы повышенного давления газоразрядного строения.

Радиокомпоненты в монтажной электросхеме

На монтажных схемах используют отдельную базу УГО радиокомпонентов. Часто используемые элементы указаны в таблице ниже.

Радиокомпоненты

Радиокомпоненты

Дополнительная информация. В сети постоянно пополняются реестры обозначений радиокомпонентов новыми элементами.

Условные обозначения на топографических схемах

Топографические знаки бывают двух типов:

  • Обязательные к применению на всех топографических схемах.
  • Используемые по дополнительным требованиям организаций, для которых готовятся чертежи. Преимущественно такие знаки применяют при специализированной топосъемке.

Топографическая схема
Рисунок 4. Топографическая схема

Важная часть топографических схем – имеющиеся на вычерчиваемой местности пункты государственной геодезической сети. По всей стране используется единая система координат. Каждый такой пункт обозначается путем отметки центра и поверхности земли.

Следующий значительный блок – обозначения зданий, строений и их частей. Для строений обозначают материал (графически или буквенно), этажность, назначение. Отдельные пометки предусмотрены для строящихся или разрушенных зданий.

Подлежат обозначению инженерные системы – например, линии электропередач, люки подземных коммуникаций, трубопроводы, линии связи. Множество условных обозначений предусмотрено для дорог.

На топографических картах рисуют и природные объекты – береговые линии, русла рек, сухие русла, отмели, леса и т.д.

Буквенные обозначения из двух символов

Для более точной расшифровки и обозначении элементов на электрических схемах используются двухбуквенные, а в некоторых случаях и многобуквенные обозначения. Маркировка выполняется не только символом общего кода элемента, но и дополнительными буквами, более полно раскрывающими характеристики каждого элемента. С целю упорядочения подобной символики также создана таблица в соответствии с ГОСТом 2.710-81:

Первый буквенный символ, обязательный для отражения в маркировке

Группа основных видов элементов и приборов

Элементы, входящие в состав группы (наиболее характерные примеры)

Символы двухбуквенного кода

A

Устройства общего назначения  

B

Различные виды аналоговых или многозарядных преобразователей, указательные или измерительные датчики, устройства, преобразующие неэлектрические величины в электрические, за исключением генераторов и источников питания Громкоговорители

BA

Магнитострикционные элементы

BB

Детекторы ионизирующих элементы

BD

Приемники – сельсины

BE

Капсюли – телефоны

BF

Датчики – сельсины

BC

Тепловые датчики

BK

Фотоэлементы

BL

Микрофоны

BM

Датчики давления

BP

Пьезоэлементы

BQ

Датчики частоты вращения – тахогенераторы

BR

Звукосниматели

BS

Датчики скорости

BV

C

Конденсаторы  

D

Интегральные схемы, микросборки Схемы интегральные аналоговые

DA

Схемы интегральные, цифровые, логические элементы

DD

Устройства хранения информации

DS

Устройства задержки

DT

E

Разные элементы Нагревательные элементы

EK

Осветительные лампы

EL

Пиропатроны

ET

F

Защитные устройства, предохранители, разрядники Дискретные элементы токовой защиты мгновенного действия

FA

Дискретные элементы токовой защиты инерционного действия

FP

Плавкие предохранители

FU

Дискретные элементы защиты по напряжению, разрядники

FV

G

Генераторы и другие источники питания Батареи

GB

H

Индикаторные и сигнальные элементы Приборы звуковой сигнализации

HA

Символьные индикаторы

HG

Приборы световой сигнализации

HL

K

Контакторы, пускатели, реле Токовые реле

KA

Указательные реле

KH

Электротепловые реле

KK

Контакторы, магнитные пускатели

KM

Реле времени

KT

Реле напряжения

KV

L

Дроссели, катушки индуктивности Дроссели люминесцентных светильников

LL

M

Двигатели  

P

Измерительные приборы и оборудование (недопустимо использование маркировки РЕ) Амперметры

PA

Счетчики импульсов

PC

Частотометры

PF

Счетчики активной энергии

PI

Счетчики реактивной энергии

PK

Омметры

PR

Регистрирующие приборы

PS

Измерители времени действия, часы

PT

Вольтметры

PV

Ваттметры

PW

Q

Выключатели и разъединители в силовых цепях Автоматические выключатели

QF

Короткозамыкатели

QK

Разъединители

QS

R

Резисторы Терморезисторы

RK

Потенциометры

RP

Шунты измерительные

RS

Варисторы

RU

S

Коммутационные устройства в цепях измерения, управления и сигнализации Выключатели и переключатели

SA

Выключатели кнопочные

SB

Выключатели автоматические

SF

Выключатели, срабатывающие под действием различных факторов:

– от уровня

SL

– от давления

SP

– от положения (путевые)

SQ

– от частоты вращения

SR

– от температуры

SK

T

Трансформаторы, автотрансформаторы Трансформаторы тока

TA

Электромагнитные стабилизаторы

TS

Трансформаторы напряжения

TV

U

Устройства связи, преобразователи неэлектрических величин в электрические Модуляторы

UB

Демодуляторы

UR

Дискриминаторы

UI

Выпрямители, генераторы частоты, инверторы, преобразователи частоты

UZ

V

Приборы полупроводниковые и электровакуумные Диоды, стабилитроны

VD

Электровакуумные приборы

VL

Транзисторы

VT

Тиристоры

VS

W

Антенны, линии и элементы СВЧ Ответвители

WE

Короткозамыкатели

WK

Вентили

WS

Трансформаторы, фазовращатели

WT

Аттенюаторы

WU

Антенны

WA

X

Контактные соединения Скользящие контакты, токосъемники

XA

Штыри

XP

Гнезда

XS

Разборные соединения

XT

Высокочастотные соединители

XW

Y

Механические устройства с электромагнитным приводом Электромагниты

YA

Тормоза с электромагнитными приводами

YB

Муфты с электромагнитными приводами

YC

Электромагнитные патроны или плиты

YH

Z

Ограничители, устройства оконечные, фильтры Ограничители

ZL

Кварцевые фильтры

ZQ

Кроме того, в ГОСТе 2.710-81 определены специальные символы для обозначения каждого элемента.

Графические и буквенные условные обозначения в электрических схемах

ugo_00.png

Как невозможно читать книгу без знания букв, так невозможно понять ни один электрический чертеж без знания условных обозначений.

В этой статье рассмотрим условные обозначения в электрических схемах: какие бываю, где найти расшифровку, если в проекте она не указана, как правильно должен быть обозначен и подписан тот или иной элемент на схеме.

Порядок чтения электросхемы

  1. Провести общее ознакомление с электрической схемой, прочитать все примечания, технические требования.
  2. Сопоставить обозначения элементов на электросхеме с перечнем элементов.
  3. Найти на схеме источники питания, определить род тока.
  4. Найти на электрической схеме электродвигатели, определить их систему питания.
  5. Определить аппараты защиты электросистемы плавкие предохранители, автоматический выключатели и т.п., выявить область их работы.
  6. Выделить на электросхемесхеме элементы управления, определить какие цепи задействуются, или отключатся, коммутируются при переключении каждого узла управления.
  7. Провести анализ работы каждой электрической цепи электросхемы, выявить на ней основные и вспомогательные аппараты, определить условия их работы, при необходимости ознакомиться с технической документацией на электрические приборы.
  8. На основе анализа работы отдельных электрических цепей, сделать выводы о работе электрической системы в целом.

Мы рассмотрели основные обозначения элементов электропривода, зная которые вы сможете научиться читать некоторые электрические схемы. Безусловно, что для понимания работы сложных электросистем по схемам вам предстоит изучить и другие обозначения. Вы можете рассказать о том, какие обозначения вы хотели бы увидеть в комментариях к статье.

Управление асинхронным двигателем

  • Способы подключения асинхронного электродвигателя к сети питания:
  • прямое подключение к сети питания
  • подключение от устройства плавного пуска
  • подключение от преобразователя частоты

Варианты подключения асинхронного электродвигателя с помощью магнитного пускателя (слева), устройства плавного пуска (посеридине) и частотного преобразователя (справа). Схемы представлены в упрощенном виде.
FU1-FU9 – плавкие предохранители, KK1 – тепловое реле, KM1 – магнитный пускатель, L1-L3 – контакты для подключения к сети трехфазного переменного тока, M1-M3 – асинхронные электродвигатели, QF1-QF3 – автоматические выключатели, UZ1 – устройство плавного пуска, UZ2 – преобразователь частоты

Прямое подключение к сети питания

Использование магнитных пускателей позволяет управлять асинхронными электродвигателями путем непосредственного подключения двигателя к сети переменного тока.

С помощью магнитных пускателей можно реализовать схему:

  • нереверсивного пуска: пуск и остановка;
  • реверсивного пуска: пуск, остановка и реверс.

Использование теплового реле позволяет осуществить защиту электродвигателя от величин тока намного превышающих номинальное значение.

Нереверсивная схема

Нереверсивнпя схема подключения трехфазного асинхронного двигателя через магнитный пускатель Нереверсивная схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя к трехфазной сети переменного электрического тока через магнитный пускатель
L1, L2, L3 – контакты для подключения к сети трехфазного переменного тока, QF1 – автоматический выключатель, SB1 – кнопка остановки, SB2 – кнопка пуска, KM1 – магнитный пускатель, KK1 – тепловое реле, HL1 – сигнальная лампа, M – трехфазный асинхронный двигатель

Реверсивная схема

Реверсивная схема подключения трехфазного асинхронного двигателя через магнитные пускатели Реверсивная схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя к трехфазной сети переменного электрического тока через магнитные пускатели
L1, L2, L3 – контакты для подключения к сети трехфазного переменного тока, QF1 – автоматический выключатель, KM1, KM2 – магнитные пускатели, KK1 – тепловое реле, M – трехфазный асинхронный двигатель, SB1 – кнопка остановки, SB2 – кнопка пуска “вперед”, SB3 – кнопка пуска “назад” (реверс), HL1, HL2 – сигнальные лампы

Недостатком прямой коммутации обмоток асинхронного электродвигателя с сетью является наличие больших пусковых токов, во время запуска электродвигателя.

Плавный пуск асинхронного электродвигателя

В задачах, где не требуется регулировка скорости электродвигателя во время работы для уменьшения пусковых токов используется устройство плавного пуска.

Устройство плавного пуска защищает асинхронный электродвигатель от повреждений вызванных резким увеличением потребляемой энергии во время пуска путем ограничения пусковых токов. Устройство плавного пуска позволяет обеспечить плавный разгон и торможение асинхронного электродвигателя.

Устройство плавного пуска дешевле и компактнее частотного преобразователе. Применяется там, где регулировка скорости вращения и момента требуется только при запуске.

Частотное управление асинхронным электродвигателем

Для регулирования скорости вращения и момента асинхронного двигателя используют частотный преобразователь. Принцип действия частотного преобразователя основан на изменении частоты и напряжения переменного тока.

  • Использование частотного преобразователя позволяет:
  • уменьшить энергопротребление электродвигателя;
  • управлять скоростью вращения электродвигателя (плавный запуск и остановка, регулировка скорости во время работы);
  • избежать перегрузок электродвигателя и тем самым увеличить его срок службы.

Функциональная схема частотно-регулируемого привода Функциональная схема частотно-регулируемого привода

  • В зависимости от функционала частотные преобразователи реализуют следующие методы регулирования асинхронным электродвигателем:
  • скалярное управление;
  • векторное управление.

Скалярное управление является простым и дешевым в реализации, но имеет следующие недостатки – медленный отклик на изменение нагрузки и небольшой диапазон регулирования.Поэтому скалярное управление обычно используется в задачах, где нагрузка либо постоянна, либо изменяется по известному закону (например, управление вентиляторами).

Скалярное управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с датчиком скорости Скалярное управление асинхронным двигателем с датчиком скорости

Векторное управление используется в задачах, где требуется независимо управлять скоростью и моментом электродвигателя (например, лифт), что, в частности, позволяет поддерживать постоянную скорость вращения при изменяющемся моменте нагрузки. При этом векторное управление является самым эффективным управлением с точки зрения КПД и увеличения времени работы электродвигателя.

Среди векторных методов управления асинхронными электродвигателями наиболее широкое применение получили: полеориентированное управление и прямое управление моментом.

Полеориентированное управления трехфазным асинхронным электродвигателем по датчику положения Полеориентированное управления асинхронным электродвигателем по датчику положения ротора

Полеориентированное управление позволяет плавно и точно управлять параметрами движения (скоростью и моментом), но при этом для его реализации требуется информация о направлениии вектора потокосцепления ротора двигателя.

  • По способу получения информации о положении потокосцепления ротора электродвигателя выделяют:
  • полеориентированное управление по датчику;
  • полеориентированное управление без датчика: положение потокосцепления ротора вычисляется математически на основе той информации, которая имеется в частотном преобразователе (напряжение питания, напряжения и токи статора, сопротивление и индуктивность обмоток статора и ротора, количество пар полюсов двигателя).

Полеориентированное управления трехфазным асинхронным электродвигателем без датчика положения ротора Полеориентированное управления асинхронным электродвигателем без датчика положения ротора

Прямое управление моментом имеет простую схему и высокую динамику работы, но при этом высокие пульсации момента и тока.

Буквенные обозначения в электрических схемах

Буквами на электросхемах и чертежах маркируют радиоэлементы,  электронные детали, интегральные микросхемы, электродвигатели и прочее. Примерный перечень буквенной маркировки представлен нижеследующим списком.

Буквенная символика

Буквенная символика

Наряду с принятыми международными буквенными кодировками элементов, существует русскоязычная версия, отражённая УГО ГОСТа 7624-55. Выдержка из него приводится в таблице.

Обозначения по ГОСТу 7624-55

Обозначения по ГОСТу 7624-55

Электронная и энергетическая промышленность постоянно пополняется новыми радиокомпонентами и оборудованием. Их обозначения появляются в новостях электрики. Если встречаются новые элементы, то совсем нетрудно дополнить ими свою справочную литературу.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

Как на электросхеме обозначается стартер, АКБ, замок зажигания

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

Как обозначается ЭБУ и другие контроллеры на схемах

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

Обозначение блока управления двигателем на схеме

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

Условные изображения электромагнитного и гравитационного клапана на электросхеме

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

Условные обозначения приборов на схеме автомобиля

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Электромеханические составляющие

Схематическое изображение электромеханических звеньев и контактов

Контактные соединения

А — УГО катушки электромеханического элемента (магнитный пускатель, реле)

В — тепловое реле

С — катушка прибора с механической блокировкой

D — контакты замыкающие (1), размыкающие (2), переключающие (3)

Е — кнопка

F — обозначение выключателя (рубильника)на электрической схеме УГО некоторых измерительных приборов. Полный список этих элементов приведен в ГОСТе 2.729 68 и 2.730 73.

Буквенные обозначения в электрических схемах

Буквенные обозначения определены ГОСТ 2.710-81 «ЕСКД. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах».

Обозначения дифавтоматов и УЗО в этом ГОСТ отсутствует. На различных сайтах и форумах в интернете долго обсуждали как же правильно обозначать УЗО и дифавтомат. ГОСТ 2.710-81 в п.2.2.12. допускает использование многобуквенных кодов (а не только одно- и двухбуквенных), поэтому до введения нормативного обозначения я для себя принял трехбуквенное обозначение УЗО и дифавтомата. К двухбуквенному обозначению рубильника я добавил букву D и получил обозначение УЗО. Аналогично поступил с дифавтоматом.

Думаю, в скором времени он будет перевыпущен и обозначение УЗО будет добавлено.

Обозначения основных элементов, используемых в однолинейных схемах электрических щитов:

Наименование Обозначение
Автоматический выключатель в силовых цепях QF
Автоматический выключатель в цепях управления SF
Автоматический выключатель с дифференциальной защитой (дифавтомат) QFD
Выключатель нагрузки (рубильник) QS
Устройство защитного отключения (УЗО) QSD
Контактор KM
Тепловое реле F, KK
Реле времени KT
Реле напряжения KV
Фотореле KL
Импульсное реле KI
Разрядник, ОПН FV
Плавкий предохранитель FU
Трансформатор тока TA
Трансформатор напряжения TV
Частотный преобразователь UZ
Амперметр PA
Вольтметр PV
Ваттметр PW
Частотометр PF
Счетчик активной энергии PI
Счетчик реактивной энергии PK
Фотоэлемент BL
Нагревательный элемент EK
Лампа осветительная EL
Прибор световой индикации (лампочка) HL
Штепсельный разъем (розетка) XS
Выключатель или переключатель в цепях управления SA
Выключатель кнопочный в цепях управления SB
Клеммы XT

Введение

Но начнем немного издалека.
Каждый молодой специалист, который приходит в проектирование, начинает либо со складывания чертежей, либо с чтения нормативной документации, либо нарисуй «вот это» по такому примеру. Вообще, нормативная литература изучается по ходу работы, проектирования.

Невозможно прочитать всю нормативную литературу, относящуюся к твоей специальности или, даже, более узкой специализации. Тем более, что ГОСТ, СНиП и другие нормативы периодически обновляются. И каждому проектировщику приходится отслеживать изменения и новые требования нормативных документов, изменения в линейках производителей электрооборудования, постоянно поддерживать свою квалификацию на должном уровне.

Помните, как Льюиса Кэролла в «Алисе в Стране Чудес»?

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Это я не к тому, чтобы поплакаться «как тяжела жизнь проектировщика» или похвастаться «смотрите, какая у нас интересная работа». Речь сейчас не об этом. Учитывая такие обстоятельства, проектировщики перенимают практический опыт от более опытных коллег, многие вещи просто знают как делать правильно, но не знают почему. Работают по принципу «Здесь так заведено».

Порой, это достаточно элементарные вещи. Знаешь, как сделать правильно, но, если спросят «Почему так?», ответить сразу не сможешь, сославшись хотя бы на название нормативного документа.

В этой статье я решил структурировать информацию, касающуюся условных обозначений, разложить всё по полочкам, собрать всё в одном месте.

Обозначение измерительных электроприборов для характеристики параметров цепи

УГО Наименование
PF Частотомер
PW Ваттметр
PV Вольтметр
PA Амперметр

ГОСТ 2.271-74 приняты следующие обозначения в электрощитах для шин и проводов:

Расшифровка обозначения электродвигателя

Расшифровка обозначения электродвигателя

АИР, АИРМ, АД, АДМ, 5АМ, 5А, 5АИ, 7АИ, А, 4А и прочие — обозначение серии электродвигателя, расшифровкой которой мы сейчас займёмся. Р, С – вариант привязки мощности к установочным размерам (ГОСТ, DIN) 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280 ,315, 355 – высота оси вращения вала (габарит). А, В, С – длина сердечника ротора (первая длина, вторая длина, третья длина) S, L, М – установочные размеры по длине станины. 2, 4, 6, 8, – число полюсов односкоростных электродвигателей; 4/2, 6/4, 8/4, 8/6, 16/46/4/2, 8/4/2, 8/6 – число полюсов многоскоростных электродвигателей Т2, Т3, У2, У3, У5, УХЛ2, УХЛ4 – климатическое исполнение и категория размещения.

Кроме вышеприведенных, общепромышленные электродвигатели специального исполнения имеют дополнительные обозначения:

Б – общепромышленные электродвигатели АИР, 5АМ со встроенной температурной защитой (после обозначения габарита); В – электродвигатели встраиваемые (до обозначения габарита); С – общепромышленные электродвигатели с повышенным скольжением (до обозначения габарита); Е – общепромышленные электродвигатели со встроенным электромагнитным тормозом (после обозначения габарита); Е2 – электродвигатели с тормозом с ручным растормаживающим устройством (после обозначения габарита); 3Е – однофазные электродвигатели с трехфазной обмоткой (до обозначения габарита); Е – однофазные двигатели с двухфазной обмоткой (до обозначения габарита); Ж, Ж2 – электродвигатели для привода моноблочных насосов со специальным выходным концом вала (после обозначения габарита); Ж1 – специальная насосная модификация (после обозначения габарита); РЗ – электродвигатели для мотор-редукторов (после обозначения габарита); Ш – электродвигатели для промышленных швейных машин (после обозначения габарита); П – электродвигатели повышенной точности по установочным размерам (после обозначения габарита); Ф – электродвигатели хладономаслостойкого исполнения (после обозначения габарита); А – асинхронные электродвигатели для атомных электростанций (после обозначения габарита); Х2 – асинхронные электродвигатели химостойкие (после обозначения габарита). Асинхронные электродвигатели АИР, АИРМ, 5АМ, 5АИ, 7АИ, 4А по Российским стандартам — ГОСТ Р51689-2000. Степень защиты: электродвигатели АИР, 5АМ, 5АИ, 7АИ имеют степень защиты IР54 по ГОСТ 17494-87.

Режим работы: S1 по ГОСТ 183 (МЭК 60034-1)

Класс изоляции: электродвигатели АИР, АИРМ, 5АМ, 5АИ, 7АИ имеют класс нагревостойкости изоляции «F» (температурный индекс 155°С) по ГОСТ 8865-70. Напряжение: электродвигатели АИР, АИРМ, 5АМ, 5АИ, 7АИ производятся на напряжение 220, 380, 660 В и другие стандартные напряжения при f=50Гц или 60Гц. Уровень вибрации, мм/сек: 1,8 по ГОСТ 20815-93. Климатическое исполнение: У1, Т1, УХЛ1, 01 по ГОСТ 15150-69. Асинхронные общепромышленные электродвигатели АИР, АИРМ, 5АМ, 5АИ со степенью защиты IP54 (55) выполнены, как правило, в закрытом обдуваемом исполнении. Электродвигатели имеют станину с наружными продольными охлаждающими ребрами. Охлаждение осуществляется путем обдува станины внешним центробежным вентилятором расположенным на валу электродвигателя со стороны противоположной приводу и закрытым защитным кожухом.

Виды конструктивных исполнений трехфазного электродвигателя по способу монтажа

Виды конструктивных исполнений электродвигателя по способу монтажа определяются требованиями ГОСТ 2479-79 (Машины электрические вращающиеся: условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа). Настоящий стандарт распространяется на электрические машины общего и специального назначения. В соответствии с данными ГОСТ существует девять групп форм монтажного исполнения. Условное обозначение монтажного исполнения асинхронных электродвигателей состоит из латинских букв IM (М) и четырех цифр

Структура условного обозначения монтажного исполнения

Условное обозначение конструктивных исполнений:

1 – машины на лапах с подшипниковыми щитами;

2 – машины на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (щитах);

3 – машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (щитах);

4 – машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;

5 – машины без подшипниковых щитов;

6 – машины на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковым подшипниками;

7 – машины на лапах со стояковым подшипником (без подшипниковых щитов);

8 – машины с вертикальным валом, кроме машин групп от IM 1 до IM 4

9 – машины специального исполнения по способу монтажа

Условное обозначение исполнений концов вала:

0 – без конца вала; 1 – с одним цилиндрическим концом вала; 2 – с двумя цилиндрическими концами вала; 3 – с одним коническим концом вала; 4 – с двумя коническими концами вала; 5 – с одним фланцевым концом вала; 6 – с двумя фланцевыми концами вала; 7 – с фланцевым концом вала на одной стороне и цилиндрическим концом вала на другой; 9 – прочие исполнения концов вала

. Если к эл. машине, не охваченной группами от IM 1 до IM 9, окажется невозможным применить условное обозначение конструктивного исполнения по способу монтажа в соответствии с настоящим стандартом, то следует привести подробное описание исполнения.

Агрегаты, состоящие из нескольких электрических машин на общем валу в отдельных корпусах, обозначаются как машины основного исполнения, соединенные знаком «плюс».

На монтажную площадку электродвигатели поставляются комплектными, имеющими исполнение, соответствующее условиям окружающей среды и способу крепления (монтажному исполнению). Их электрические характеристики должны соответствовать параметрам электрической сети (напряжению, роду и частоте тока), а механические характеристики — характеристикам рабочей машины или механизма. По экономическим соображениям частоту вращения электродвигателей часто берут выше частоты вращения машины или механизма.

Условные обозначения на общетехнических и машиностроительных чертежах

На общетехнических чертежах условно показывают:

  • Радиусы (буква R).
  • Диаметры (перечеркнутая окружность).
  • Сферические поверхности.
  • Отверстия. Для облегчения чтения чертежа отверстия изображают упрощенно.
  • Толщину тонких объектов.
  • Сложные линии пересечения контуров.
  • Такие детали, как спицы (небольшой толщины), винты, заклепки, шпонки.

В машиностроении применяются свои условные обозначения на чертежах. Специальными знаками обозначаются типы соединений (сварка, пайка, клеевое), шероховатость поверхностей, резьбовые элементы.

Машиностроительный чертеж детали
Рисунок 2. Машиностроительный чертеж детали

Важная группа обозначений – допуски. Допуски расположения поверхности и формы помещаются в разделенных на части прямоугольных рамках. Первая часть – знак типа допуска, вторая – числовое значение допуска в миллиметрах, третья – обозначение поверхности, к которой относится допуск. Также отмечают допусти соосности.

Графическое обозначение электроэнергетических объектов на схемах

Наименование
объекта

Обозначение объекта

существующего

проектируемого

намечаемого

Электростанция. Общее обозначение

image_11_001.jpg

image_11_002.jpg

image_11_003.jpg

Электростанция тепловая ТЭС. Общее обозначение, ГРЭС

image_11_004.jpg

image_11_005.jpg

image_11_006.jpg

Электростанция тепловая с выдачей тепловой энергии потребителю ТЭЦ

image_11_007.jpg

image_11_008.jpg

image_11_009.jpg

Электростанция гидравлическая. Общее обозначение

image_11_010.jpg

image_11_011.jpg

image_11_012.jpg

Электростанция атомная

image_11_013.jpg

image_11_014.jpg

image_11_015.jpg

Подстанция. Общее обозначение

image_11_016.jpg

image_11_017.jpg

image_11_018.jpg

Подстанция переменного тока 35 кВ

image_11_019.jpg

image_11_020.jpg

image_11_021.jpg

Подстанция переменного тока 110 кВ

image_11_022.jpg

image_11_023.jpg

image_11_024.jpg

Подстанция переменного тока 220 кВ

image_11_025.jpg

image_11_026.jpg

image_11_027.jpg

Подстанции переменного тока 500 кВ

image_11_028.jpg

image_11_029.jpg

image_11_030.jpg

Подстанции тяговые переменного тока

image_11_031.jpg

image_11_032.jpg

image_11_033.jpg

Подстанция тяговая постоянного тока

image_11_034.jpg

image_11_035.jpg

image_11_036.jpg

Линия электропередач. Общее обозначение

image_11_037.jpg

image_11_038.jpg

image_11_039.jpg

Линия электропередачи до 1 кВ

image_11_040.jpg

image_11_041.jpg

image_11_042.jpg

Линия электропередач свыше 1 кВ

image_11_043.jpg

image_11_044.jpg

image_11_045.jpg

Кабельная линия

image_11_046.jpg

image_11_047.jpg

image_11_048.jpg

Воздушная линия

image_11_049.jpg

image_11_050.jpg

image_11_051.jpg

Линия электропередач постоянного тока

image_11_052.jpg

± 110

image_11_053.jpg

±110

image_11_054.jpg

±110

Размеры УГО в электрических схемах

На схемах наносят параметры элементов, включенных в чертеж. Прописывается полная информация об элементе, емкость, если это конденсатор, номинальное напряжение, сопротивление для резистора. Делается это для удобства, чтобы при монтаже не допустить ошибку, не тратить время на вычисление и подборку составляющих устройства.

Иногда номинальные данные не указывают, в этом случае параметры элемента не имеют значения, можно выбрать и установить звено с минимальным значением.

Принятые размеры УГО прописаны в ГОСТах стандарта ЕСКД.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...