Схема расположения мест в вагоне поезда. Нумерация мест в поездах РЖД

Места в плацкартном вагоне: лучшие места, схема вагонов, нумерация, расположение и количество мест, отзывы.

Схема расположения мест плацкартного вагона

9 купе плацкартного вагона всего включают в себя 54 спальных места. Каждый отсек состоит из 4 купейных (2 нижних и 2 верхних) и двух боковых, нумерация идет по часовой стрелке, начиная от расположения проводника. Нумерация боковых идет в обратном направлении. Соответственно, места с 1 по 36 находятся в четырехместных отсеках, а места с 37 по 54 – боковые.

Снизу расположены все четные номера, сверху – нечетные.

Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фотоМеста в вагоне плацкарт: расположение мест для пассажиров с нумерацией

В начале и конце вагона имеются два тамбура: рабочий, через который происходит посадка, и нерабочий. В рабочем в косом коридоре расположены купе проводника, первый туалет, титан с кипятком для нужд пассажиров. Второй туалет и ящик для сбора мусора находятся в другом конце вагона. Курение в любых местах, в том числе и в тамбуре, запрещено.

Между нижними полками в большом отсеке есть удобные столы. На боковых местах он также присутствует снизу, между сиденьями для двух пассажиров, которые раскладываются в нижнее спальное место. В плацкарте достаточно места для багажа, есть 3 отделения под нижними местами и 3 верхних полки для хранения постельных принадлежностей, а также крупных сумок и чемоданов.

Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фото

Иногда места, находящиеся рядом с местом проводника (1–4, 53, 54) могут использоваться для хранения одеял и других вещей. В этом случае билеты на них не продаются.

Как устроен плацкартный вагон

В процессе развития железнодорожного транспорта, плацкартный вагон прошел множество этапов усовершенствований. Основная задача которых, была модернизация подвижного состава для улучшения качественных характеристик обслуживания пассажиров. Принцип устройства в целом оставался неизменным.

Общая конструкция:

  • Кузова, который представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из основания (рамы с полом), двух боковых стен и крыши. Цельнолитая кузовная часть, в зависимости от модели вагона, длиною от 23 м до 25 м. Две боковые стены, крыша изготовлены из нескольких слоев материала: литого металлического каркаса, деревянных плит, фанеры. Между слоями материалов пола и стен проложен утеплитель, пенополистирол, который сохраняет тепло. Кузов является основной частью конструкции, в котором осуществляется перевозка пассажиров, сосредоточено все оборудование для их обслуживания.
  • Рама кузова устанавливается на две тележки с колесными парами. Движение вагона обеспечивает ходовая часть с тормозным оборудованием.
  • Сцепление между вагонами и локомотивом, амортизацию по ходу поезда обеспечивают ударно- тягловая конструкция, прикрепленная к раме кузова.
Вагон

Вагон поезда

На корпусе вагона промаркирована и отражена следующая информация (табличка между 6 и 7 окном): знак, код железной дороги, маркировочный номер. В последнем отображается вид вагона (ПЛ — плацкарт).

Основные изменения, модернизацию претерпевало внутренне оснащение вагона, так как является главной функциональной частью, предназначенной для перевозки пассажиров.

вернуться к меню ↑

Внутреннее наполнение

Габаритные размеры моделей могут несколько варьироваться, но в целом расположение основных элементов остается одинаковым.

Оно включает:

  • В одной части располагается тамбур с дверью. За ним идет небольшой скошенный коридор, который переходит в общий по всему вагону.
  • По сторонам небольшого коридора находятся:
  • туалет;
  • служебное помещения для проводников и купе для их отдыха;
  • напротив — оборудование для подогрева воды (титан).
  • Затем идет основная часть, состоящая из 9 купе открытого типа. В конце вагона находится второй туалет и тамбур с дверью.

Порою, покупая билет, трудно сориентироваться, какое место вам досталось. Для этого необходимо знать, как обозначаются места.

вернуться к меню ↑

Нумерация

Общее количество спальных мест рассчитано на 54 человека, их нумерация идет по ходу часовой стрелки. С 1 по 37 место — полки основного купе, которые считают более удобными, с точки зрения пользования, в сравнении с боковыми. Они начинаются с 37 и заканчиваются 54 номером. Самым неудачным по расположению считают последнее купе (с 33 по 38 место), так как они расположены возле второго туалета. Этот доставляет определенные неудобства, с точки зрения беспокойства для пассажиров и возможного неприятного запаха. В тамбуре напротив туалета расположен общий бак для мусора. Именно по этой причине на многих железных дорогах существуют на эти места скидки от 10 % до 30 %.

Для того чтобы определить, какое место вам досталось, нижнее или верхнее, нужно знать, что нижние места обозначены нечетными числами, соответственно верхние — четными. При покупке билета для людей с ограниченными возможностями, пожилых, с детьми, важно учесть этот факт.

Плацкарт

Нумерация мест в плацкартном вагоне

В вагоне предусмотрены аварийные выходы через окна. При возникновении внештатной ситуации их либо выбивают, или, при помощи специального механизма, демонтируют в пространство стенки. Такие окна не открываются. Находятся они в третьем отделении (места с 9 по 12) и шестом (с 21 по 24). В летний период доступ свежего воздуха в них будет ограничен.

вернуться к меню ↑

Нумерация вагонов в поездах РЖД

Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.

Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.

Нумерация вагонов и мест в поезде

Внутрироссийская нумерация

На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.

Коды пассажирских вагонов начинаются с 0 – все без исключения. Это общепринятый знак того, что в этом вагоне перевозят людей.

В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.

  • От 01 до 07 – Октябрьская;
  • 10 – Калининград;
  • От 17 до 23 – Московская ж/д;
  • От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
  • 28-31 – Северная линия;
  • 51-53 – Северо-Кавказ;
  • От 58 до 60 – Юго-Восток;
  • 61 и 62 – Приволжье;
  • 63-65 – Куйбышевская ветка;
  • От 76 до 79 – Свердловская дорога;
  • 80-82 – Южно-Уральская дорога;
  • От 83 до 87 – Западная Сибирь;
  • 88 и 89 – Красноярское направление;
  • От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
  • 94 и 95 – Забайкалье;
  • От 96 до 98 – Дальний Восток;
  • 99 – Сахалинская линия.

Например, если номер вагона начинается на 064, то это пассажирская единица состава, курсирующего по Куйбышевской железной дороге.

Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:

  • 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
  • 1 – знак купейных вагонов;
  • 2 обозначает плацкарт;
  • 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
  • 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
  • 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
  • 6 – признак ресторана;
  • 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
  • 8 – специальный вагон;
  • 9 – резервная единица.

Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

  • Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
  • Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
  • При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
  • Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.

Международные маршруты

За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.

Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:

  • 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
  • 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.

Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.

На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.

Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.

На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.

На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.

В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:

  • Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
  • Первых умножают на 2, вторых – на 1;
  • Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
  • Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
  • Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.

Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.

Что значит плацкартный вагон

В зависимости от скорости, которую развивает поезд, дальности и периода следования, все поезда РЖД подразделяются на:

  1. Поезда круглогодичного обращения (скорые, скоростные, ускоренные, пассажирские);
  2. Поезда сезонного обращения (скорые, пассажирские);
  3. Поезда разового назначения (пассажирский).

Каждая названная категория жд транспорта имеет специальные номера, что позволяет знающему человеку без труда определить вид поезда, на который куплен билет, и предположить, какие удобства должны быть в таком поезде.

Существует особая градация, определяющая классы вагонов:

  1. Сидячий;
  2. Общий;
  3. Плацкартный;
  4. Купейный;
  5. СВ;
  6. Мягкий («люкс»);
  7. РИЦ (трехместный).

Особенности комфортабельности естественным образом влияют на стоимость билетов. Предлагаем краткий экскурс о том, как правильно найти указанные в билете места в плацкартном вагоне или же (зная заранее их расположение) заказать при покупке удобные именно для вас места.

Расположение мест в вагоне

При приобретении железнодорожного билета полезно знать о различиях цен на места, находящиеся снизу, сверху, сбоку, а также о «бюджетных» местах и причинах, повлиявших на их низкую стоимость. Всегда остаётся актуальным расположение имеющихся розеток. Немаловажно обратить внимание, есть ли в купе открывающаяся форточка или же покупаемые места находятся у аварийного выхода.

Также пассажиру имеет смысл быть проинформированным о правах пользования обеденным столом, багажной зоной и самим местом. По мнению РЖД, покупка билета является согласием пассажира на оказываемые ему транспортной компанией услуги. Это значит, что приобретая верхнее место, он не имеет права проводить время на расположенной внизу полке без согласия пассажира, едущего на нижнем месте. Приоритетные права на пользование рундуком и столом также предоставляются обладателям первых полок.

«Приоритетные» и «неблагополучные» места лучше узнать заранее

Важно! Количество посадочных мест и их нумерация зависят от типа вагона, в который оформляется проездной документ.

Схема вагона поезда «Ласточка»

lastochka.jpg

Поезд «Ласточка» относится к скоростным и по внешнему виду напоминает электричку. Отличительной особенностью такого поезда является наличие широких дверей, которые ведут напрямую в салон, а не в тамбур. Все нечетные места находятся у окон. Так как их меньше половины, то некоторые нечетные номера не используются при нумерации. При формировании поезда некоторые вагоны по техническим причинам могут «перевернуться», поэтому заранее определить, будут ли повернуты кресла по ходу или против движения, невозможно.

Схема вагона поезда Ласточка

Размеры мест

Места в вагоне плацкарт, расположение в отсеке, все расстояния и размеры разработаны согласно санитарным нормам, установленным законодательством. Правила гарантируют безопасность, комфорт и отсутствие негативных последствий для здоровья граждан. Каждая новая модель вагонов или нововведения в старой должны быть одобрены санитарной службой до их производства и эксплуатации.

Открытое пространство плацкартного вагона относится к 3 классу обслуживания на железной дороге. Размеры мест и расстояния могут немного отличаться в вагонах разных лет постройки, в СССР и России. Ширина полок купейной части вагона составляет 58–60 см, их длина – около 166 см, но не более 170.

Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фото

Купейные места разделяет расстояние в 60 см. Боковые полки более длинные: 175 см нижняя и 172 см верхняя. Ширина нижней боковой составляет 55 см, верхней – 52 см. Расстояние от пола до нижней полки равняется 34 см, между верхней и нижней – 92 см.

От размера вагона и мест напрямую зависят размеры багажных отделений, которые требуется пассажирам с большим количеством сумок, чемоданов и ящиков. Высота, на которой находится верхняя третья полка – 2 м, большинство людей среднего роста могут без проблем дотянуться туда.

От этого места до потолка целых 53 см, которые позволяют поставить крупные спортивные сумки и чемоданы. Длина этой полки может быть различной в вагонах разной конструкции и года изготовления. Нижнее багажное отделение (рундук) в вагонах СССР было более вместительным и закрытым полкой полностью.

Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фото

Его размеры были 128 см в длину, 50 см в ширину и 47 см в высоту.

В последние годы в связи с усилением борьбы с терроризмом их стали делать открытыми, чтобы иметь возможность быстро проверять багаж пассажиров в случае необходимости. Размеры рундука из-за этого уменьшились и теперь составляют 90 см в длину, 45 см в ширину и 35 см в высоту.

Нестандартное расположение

Места в вагоне плацкарт, расположение и их нумерация ничем не отличаются в любых поездах РФ. Такие составы созданы по типовому проекту и полностью одинаковы на любом маршруте, незначительно отличаясь иногда лишь размерами мест. Даже в фирменном поезде, который отличается повышенным комфортом и удобством, полки в плацкарте выглядят точно так же.

Фирменный поезд № 160 (из Питера №159) «Аврора»

СИДЯЧИЙ (УЭ) – Эконом-класс. Вагоны № 1/14, 2/13, 3/12, 4/11, 5/10, 6/9, 7/8, 8/7, 9/6

СИДЯЧИЙ (УБ) – Бизнес-класс. Вагон № 11/4, 12/3

ЛЮКС (УБ) – Бизнес-класс. Вагоны № 13/2, 14/1

КУПЕ (УЭ) – Эконом-класс. Вагон № 10/6

– монитор. В купейном вагоне нечетные места – нижние, четные места – верхние.

Права пассажиров

Довольно часто возникают разночтения и спорные ситуации в том случае, когда пассажиры перевозят габаритный багаж.

В плацкарте действуют следующие правила багажных перевозок:

  • вес до 36 кг;
  • размер до 1,8 м (в общем: ширина, длина, высота);
  • свыше лимита — дополнительная оплата по тарифу, с выдачей квитанции;
  • домашних животных можно перевозить в специально устроенных контейнерах.

До 5 лет дети путешествуют без билета, если спят вместе с родителями (на 1 человека — один ребенок). На отдельные места покупают детский проездной документ со скидкой. Он дешевле взрослого на 35 %  — 50 %.

Наличие проездного документа дает право бесплатно пользоваться общественным туалетом на вокзалах.

Набор принадлежностей для пользования:

  • Постельное белье, если вошло в стоимость билета. Его отдельно можно приобрести у проводника с сопроводительной квитанцией. В него входят: две простыни, либо одна и пододеяльник, наволочка, 1 или 2 полотенца. Дополнительно может содержать одноразовый гигиенический набор (мыло, салфетки). При отказе покупать бельевой набор, проводник вправе отказать в пользовании матрасом, одеялом, подушкой. По желанию пассажира проводник должен заправить спальное место бельевым комплектом. В обязанности пассажиров не входит сдача белья перед высадкой.
Постельный набор

Постельный набор

  • При необходимости можно потребовать у персонала ремни безопасности.
  • В туалетах должны присутствовать постоянно туалетная бумага, мыло.
  • По просьбе пассажира проводник должен выдать стакан с ложкой, иглу с нитками, аптечку.

Обслуживающий персонал обязан оповестить бригадира поезда в случаях, если одному из пассажиров станет плохо, ему требуется медицинская помощь. Он в свою очередь передаст вызов бригады медиков на ближайшую станцию. Проводник должен по возможности оказать первую медицинскую помощь, сопроводить больного, помочь ему собрать и вынести вещи.

Обязанности пассажиров

Предоставить проводнику весь пакет проездных документов с удостоверением личности.

Пассажир обязан не нарушать порядок, принятый в общественных местах. Запрещено курение, распитие спиртных напитков, некорректное, шумное поведение.

За преднамеренную порчу имущества ЖД накладывается штраф. Проводник может обратиться в полицию, в случае возникновения конфликтной ситуации.

Обязанности проводника

При посадке он должен проверить наличие и соответствие проездных документов. Если остановка на линейной станции короткая, проводник обязан принять человека в любой вагон, с последующим переходом на указанное место. Билеты после посадки собираются и хранятся у проводника. Выдаются перед высадкой пассажира. На двери служебного тамбура закрепляется информация об обслуживающем персонале, дублируется она бейджиком на фирменной одежде.

По правилам РЖД в обязанности проводника входят:

  • Помощь пассажиру, если он желает поменять место на лучшее. Решает вопрос бригадир поезда, к которому его сопровождает проводник
  • Обеспечивать технический режим работы вагона. Вовремя включать освещение, вентиляцию, другие системы. Поддерживать отопление в зимнее время, если в плацкартном вагоне установлен твердотопливный котел.
  • Оповещать пассажира о прибытии на станцию за полчаса до назначенного времени. В дневное время можно оповещать через радиоузел. По требованию разбудить пассажира.
  • Уборка. Влажная, проводится 2 раза (за сутки). Туалет убирается не менее 4 раз.
  • Очищать наполненные мусорные контейнеры.
  • Разносить чай три раза в день (утром, в обед, вечернее время). Вода в титане постоянно должна подогреваться.
  • Разносить постельное белье, менять его по требованию (за дополнительную оплату).
  • Следить за тем, чтобы во время движения состава, входные двери были закрыты.
  • Во время остановки подготовить выход: очистив от снега, грязи ступеньки, протереть страховочные поручни.
  • Плацкартные вагоны старого образца зачастую не оборудованы биотуалетом. В этом случае за 30 минут до прибытия на станцию его закрывают (правило о санитарной зоне).
Проводник вагона

Проводник вагона

Важный момент. Что делать, если человек отстал от поезда. Пассажира должен обратиться к начальнику станции, который оповестит об этом бригадира состава. Проводник обязан собрать вещи пассажира, описать их в присутствии свидетеле (2 человек, с их росписями) и передать вещи дежурному на ближайшей станции.

вернуться к меню ↑

Расположение аварийных выходов

Места в вагоне плацкарт, расположение этих мест и техника безопасности, конечно же, предусматривают наличие аварийных выходов в случае чрезвычайных ситуаций. Их роль выполняют обычные окна, в которых, однако, отсутствует возможность открытия во время поездки.

Такие закрытые окна расположены в 3 и 6 отсеках, к ним относятся места 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50. Обычные окна разделены перегородкой, которая делит верхнюю и нижнюю часть, а в аварийном окне такого нет, и они кажутся больше, обзор через них лучше. В случае необходимости их разбивают специальным молотком, который висит на стене рядом вместе с инструкцией.

Расположение мест в вагоне плацкарта. Схема розеток, аварийные выходы, фото

Если в вагоне возникает опасная ситуация, руководство эвакуацией всегда осуществляет проводник и другие работники поезда. Все пассажиры должны выполнять их указания, так как сотрудники РЖД имеют четкие правила поведения в том или ином случае.

Обычно проводник после экстренной остановки делает объявление о том, что случилось в поезде, и заявляет о начале эвакуации через аварийные выходы и двери.

Не следует тратить время на сбор вещей, потому что их либо вынесут уже после устранения опасности, либо, в случае порчи имущества, стоимость будет возмещена. Необходимо спокойно проследовать к выходам, не создавая паники и заторов, помогая по возможности больным и пожилым людям, беременным женщинам.

Купейный вагон

Здесь также исключаются боковые места вдоль прохода. Есть только 9 купе закрытого типа. В каждом таком купе есть столик, зеркала, розетка, светильник и багажное отделение. Все поезда оснащены кондиционером, предоставляют пассажирам доступ в Интернет и прочие удовольствия.

Полезный видео-ролик о плацкарте

Обзор нового плацкарта, которым планируется заменить старые вагоны:

Сапсан

Скоростной поезд

Сверхскоростной поезд (до 360 км/ч) с усовершенствованной схемой расположения мест. Это вид поезда, где предусмотрены только места для сидения, т.е. мест для сна здесь нет. Есть вагон-ресторан, вагон-эконом класс (на 64, 58 мест), места первого класса (23 шт.).

Места сгруппированы по 2 рядом (и единичные в первом классе) с последовательным (друг за другом) или параллельным (друг напротив друга) расположением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...